Посты
8
Лайки
84

Субсидиарная и уголовная ответственность главного бухгалтера по делам о банкротстве

  • 5 сентября 2013 в 11:53
  • 31К
  • 5
  • 2

    Еще не так давно вероятность привлечения главного бухгалтера к разнообразным видам ответственности, в том числе субсидиарной и уголовной, по делам о несостоятельности субъектов хозяйственно-экономической деятельности казалась очевидной и неотвратимой. Если добавить сюда всевозможные варианты дисциплинарной, материальной, административной и налоговой ответственности по множеству текущих дел, то во многих спорных ситуациях бухгалтера всегда можно было назвать тем «стрелочником», который должен был отвечать и себя, и за своих нерадивых начальников в лице руководителя и собственников. И стоит сказать, многие из них весьма были не против этим воспользоваться. Несмотря на то, что главные бухгалтера не столь часто, как собственники и руководители компаний-банкротов, фигурировали в судебной арбитражной и уголовной практике, подобного рода дела все-таки имели место быть. Однако в свете последних изменений в законодательстве, прежде всего, пришедшихся на текущий год, все стало не столь однозначным.

    Попробуем разобраться, может ли сегодня главный бухгалтер быть привлечен к субсидиарной и уголовной ответственности по делам о банкротстве, и какие существуют для этого основания. Но для начала стоит немного остановиться на предыдущих законодательных положениях.

    Ответственность главного бухгалтера до 2013 года

    Ныне ставший уже историей Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ четко определял статус и ответственность главного бухгалтера, который был обязан:

    • нести ответственность за своевременное представление достоверной и полной бухгалтерской отчетности, ведение бухучета и в целом формирование учетной политики (ст.7);
    • обеспечивать соответствие хозяйственных операций предприятия текущему законодательству, контролировать выполнение обязательств и движение имущества (ст.7);
    • нести административную и уголовную ответственность за уклонение от ведения учета в соответствии с порядком, определенным нормативно-правовыми актами, искажение отчетности, нарушение (несоблюдение) сроков представления/публикации бухгалтерской отчетности (ст.18).

    Более того, Закон о бухгалтерском учете формулировал обязательность для всех работников предприятия выполнения требований главного бухгалтера, касающихся представления необходимой информации и документов, а также документального оформления хозяйственных операций. При этом любые кредитные, финансовые обязательства, расчетные, денежные документы в отсутствие подписи главного бухгалтера считались недействительными и не принимаемыми к исполнению (ст.7).

    Именно изложенные выше обстоятельства в той или иной степени служили основаниями для привлечения главного бухгалтера к специальной субсидиарной ответственности, предусмотренной ст.10 Закона о банкротстве, нередко – к общей субсидиарной ответственности по долгам организации, предусмотренной ГК РФ, а также к уголовной ответственности по ст.195 УК РФ (незаконные действия при банкротстве, заключающиеся, прежде всего, применительно к главному бухгалтеру,  в сокрытии, уничтожении, фальсификации бухгалтерских и других учетных документов, свидетельствующих об экономической деятельности юридического лица).

    Субсидиарная ответственность главного бухгалтера в 2013 году

    Согласно изменениям, внесенным в Закон о банкротстве 28 июня 2013 года (ФЗ N 134), в контексте нарушений бухгалтерского учета, субсидиарная ответственность может наступить в случаях, если к моменту постановления решения о введении наблюдения или признания должника банкротом:

    • отсутствует отчетность и (или) документы бухучета, составление (ведение) и хранение которых являются в силу закона обязательными; или
    • указанные документы (отчетность) не содержат информации о предусмотренных законом объектах, формирование которой обязательно; либо
    • информация в указанной документации искажена,

    и это существенно затрудняет проведение процедур по делам о банкротстве, в том числе затрагивающих формирование и реализацию конкурсной массы.

    В новой редакции статья 10 Закона о банкротстве четко определяет, что субсидиарная ответственность за совершение одного или нескольких вышеуказанных действий применима только в отношении лиц, на которых возложена обязанность по организации ведения бухучета и хранения документов бухучета и (или) финансовой (бухгалтерской) отчетности должника.

    Может ли являться таким лицом главный бухгалтер? Для понимания этого обстоятельства следует обратиться к текущему статусу главного бухгалтера и пределам его ответственности.

    С 2013 года действует новый ФЗ «О бухгалтерском учете» №402-ФЗ от 06 декабря 2011 года, который внес существенные изменения в статус главного бухгалтера, его полномочия и ответственность. В сравнении с ранее действующим законом:

    • не предусмотрено специальных положений об ответственности главного бухгалтера за организацию, ведение, хранение и прочие действия применительно к бухучету и документации (отчетности);
    • нет четко изложенных положений об обязанностях главного бухгалтера и основаниях его ответственности.

    Анализ положений Закона о бухгалтерском учете позволяет сделать следующие выводы:

    • обязанность по организации (о чем как раз и идет речь в ст.10 Закона о банкротстве) бухгалтерского учета в полном объеме и с исключительными полномочиями возложена на руководителя экономического субъекта, и хотя это прямо не указано, позволительно сделать вывод о том, что руководитель не вправе перелагать данную ответственность на кого бы то ни было;
    • обязанность главного бухгалтера может заключаться в ведении бухучета и хранении документов бухучета, но исключительно при возложении таковой обязанности руководителем на главного бухгалтера или иное лицо (в некоторых случаях руководитель обязан это сделать, а в некоторых – правомочен самостоятельно исполнять обязанности главного бухгалтера);
    • при наличии разногласий по поводу ведения учета, главный бухгалтер обязан будет исполнить распоряжение руководителя, независимо от своего личного мнения, правда, лишь при наличии письменного распоряжения руководителя, чем тот одновременно возлагает на себя всю полноту ответственности за обозначенные распоряжением действия.

    Как видно, новый закон существенно ограничил компетенцию главного бухгалтера, а вслед за этим и пределы его ответственности. Учитывая, что Закон о банкротстве предусматривает субсидиарную ответственность лишь по отношению к лицу, которое организует ведение и хранение бухгалтерских документов, а в силу Закона о бухгалтерском учете главный бухгалтер таковым лицом не является и не может являться, справедливым будет вывод о невозможности привлечения главного бухгалтера к субсидиарной ответственности по делам о банкротстве.

    В случаях же, если статус руководителя (собственника) и статус главного бухгалтера совпадают в одном лице, либо же в силу определенных обстоятельств главный бухгалтер может быть признан контролирующим организацию лицом, субсидиарная ответственность вполне возможна, однако же, и в данном случае речь будет идти не об ответственности главного бухгалтера как такового, а о субсидиарной ответственности именно руководителя (собственника) или контролирующего лица.

    Уголовная ответственности главного бухгалтера в 2013 году

    Применительно к делам о банкротстве, уголовная ответственности главного бухгалтера может наступить по ст.195 УК РФ за неправомерные действия при банкротстве, причинившие крупный ущерб и выразившиеся в сокрытии, уничтожении, фальсификации бухгалтерских и иных учетных документов, касающихся экономической деятельности организации или ИП.

    На текущий момент не имеет никакого значения, какие мотивы побудили лицо совершить данные действия. Кроме того, в отличие от других частей ст.195 и указанных в них действий, в данном случае (ч.1 ст.195 УК РФ) не приводится и субъектный состав, что позволяет относить к субъектам данного преступления любых лиц, которые в силу закона или по специальному поручению могли или должны были их осуществлять. Поскольку, согласно Закону о бухгалтерском учете, главный бухгалтер всегда назначается специальным распоряжением (исполняет обязанности на основании приказа и трудового договора либо гражданско-правового договора) и в его обязанности в любом случае входит ведение и хранение бухгалтерских документов, даже несмотря на отсутствие прямого указания о возможности уголовной ответственности, в случаях уничтожения, фальсификации или сокрытия бухгалтерских документов он будет подлежать уголовной ответственности за данные деяния.

    Привлечение бухгалтера к уголовной ответственности по ч.1 ст.195 УК РФ за совершение таких действий, как:

    • сокрытие имущества, имущественных обязанностей или прав;
    • сокрытие сведений об имуществе, в том числе его местонахождении, размере или иной информации, а также информации об имущественных правах либо обязанностях;
    • передача имущества во владение другим лицам, уничтожение или отчуждение имущества,

    кажется маловероятным, но при определенных обстоятельствах возможным, например, в одной из форм соучастия, наряду с руководителем и (или) собственниками.

    бесплатный доступ
    Запись семинара
    «Банкротство юридических лиц»

    Защити себя сам

    Можно по разному относиться к тем изменениям, которые произошли в этом году в законодательстве, имеющем прямое отношение к деятельности главных бухгалтеров, но одно остается неоспоримым – сегодня каждый из бухгалтеров может и должен сам обезопасить себя от возможных рисков ответственности. Мощным инструментом для этого является положение Закона о бухгалтерском учете о возможности в спорных ситуациях требовать письменного распоряжения руководства о проведении тех или иных действий с полным возложением ответственности руководителя на себя. Конечно, реальность несколько далека от того, что главный бухгалтер вправе делать с точки зрения закона, да и потом вряд ли за каждым разом он станет обращаться за письменным распоряжением. Но, тем ни менее, факт остается фактом – это, пожалуй, единственное, помимо, конечно, собственного благоразумия, что позволит хоть как-то себя обезопасить.

    Что же касается вариантов ответственности, то вывод, несмотря на отсутствие практического подтверждения (напомню, изменения ст.10 Закона о банкротстве действуют лишь с 28 июня 2013 года), на основе толкования и анализа законодательства однозначен - сегодня возложить субсидиарную ответственность по делам о банкротстве непосредственно на главного бухгалтера невозможно. В аспекте же уголовной ответственности не особо многое изменилось. Ст.195 УК РФ и раньше практически «не работала» в отношении бухгалтеров. В ситуации фальсификации, уничтожения и прочих незаконных действий с бухгалтерскими документами по делам о подобного рода преступлениях, как правило, проходили руководители и собственники (участники), и лишь в крайних случаях и то в качестве соучастников к ответственности привлекались бухгалтера. Вместе с тем, это вовсе не означает, что отсутствие обилия уголовных дел – весомый повод нарушать положения закона.

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Спасибо за полезную статью.

    8 апреля 2014 в 18:38

    Прямой эфир

    Александр Саратов4 декабря 2024 в 11:43
    Участник ООО не смог оспорить в суде «размытие» своей доли
    Александр Саратов4 декабря 2024 в 11:41
    Два опциона на один и тот же предмет. Кому в итоге он достанется?
    Андреев Николай27 ноября 2024 в 11:06
    Непубличное АО, наименование на английском, смена адреса. Вопросы из чата