Процедура реструктуризации долга в законе о банкротстве

  • 18 декабря 2017 в 9:20
  • 0
  • 0

    В июле 2017 года в Государственную Думу РФ был внесен законопроект № 239932-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части процедуры реструктуризации долгов в делах о банкротстве юридических лиц». 24.11.2017 года состоялось предварительное рассмотрение законопроекта профильным комитетом. 05.12.2017 законопроект был рассмотрен советом ГД РФ. В первом чтении законопроект был рассмотрен 13.12.2017. Как предполагается законодателем, законопроект может быть принят в весенней сессии ГД в 2018 году.

    Представляется интересным проанализировать основные  нововведения, которые предусматривает данный законопроект.

    1. Основная новелла законопроекта — это введение новой процедуры в банкротстве — реструктуризации долгов.

    2. По новым правилам, конкурсным кредитором или уполномоченным органом может быть подано либо Заявление о признании должника банкротом, либо Заявление о введении процедуры реструктуризации долга.

    3. Предполагается появление нового действующего лица в законе о банкротстве, а именно «антикризисного управляющего». Антикризисный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения процедуры реструктуризации долгов.

    4. К заявлению должника  о введении процедуры реструктуризации долга по правилам статьи 38 Закона о банкротстве должен прилагаться отчет о финансовом состоянии должника, содержащий обязательные сведения, предусмотренные в законопроекте.

    5. По результатам рассмотрения заявления о введении процедуры реструктуризации долгов арбитражный суд выносит одно из следующих определений:

    • о введении процедуры реструктуризации долгов;
    • об оставлении заявления без рассмотрения;
    • о прекращении производства по делу о банкротстве.

    6. В определении арбитражного суда о введении процедуры реструктуризации долгов должны содержаться указания на:

    • утверждение антикризисного управляющего;
    • дату судебного заседания по рассмотрению плана реструктуризации долгов.
    бесплатный доступ
    Запись семинара
    «Банкротство физических лиц.
    Решаем проблемы должника и кредитора»

    7. С даты вынесения арбитражным судом определения о введении процедуры реструктуризации долгов наступают следующие последствия:

    • срок исполнения обязательств, возникших до возбуждения дела о банкротстве, для целей включения требований в реестр требований кредиторов и участия кредиторов в деле о банкротстве (в том числе в собрании кредиторов) считается наступившим;
    • требования кредиторов по денежным обязательствам, неденежным обязательствам имущественного характера и об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, могут быть предъявлены к  должнику только с соблюдением установленного законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику;
    • снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника, включая наложенные судами и иными органами вне рамок дела о банкротстве (в том числе наложенные по уголовным делам и делам об административных правонарушениях). Основанием для снятия арестов и иных ограничений является определение суда о введении процедуры реструктуризации долгов, отмены арестов и иных ограничений наложившими их органами не требуется;
    • осуществление имущественных взысканий (в том числе по денежным требованиям и по требованиям о передаче имущества), по исполнительным документам приостанавливается, за исключением взысканий по исполнительным документам, выданным на основании вступивших в законную силу до даты введения процедуры реструктуризации долгов судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возврате должником вещи, полученной по недействительной сделке, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, а также о взыскании задолженности по текущим обязательствам;
    • удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп или приобретение должником размещенных акций либо выплата действительной стоимости доли (пая) не допускаются;
    • изъятие собственником имущества должника – унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества не допускается;
    • выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам, доходов по долям (паям), распределение прибыли между учредителями (участниками) должника не допускаются;
    • прекращение денежных обязательств должника, возникших до возбуждения дела о банкротстве, путем зачета встречного однородного требования, предоставления отступного или применения иного способа не допускается, за исключением случаев, когда это предусмотрено планом реструктуризации долгов;
    • подлежащие уплате проценты, а также неустойки (штрафы,пени) и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных и неденежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, не начисляются.

    8. На сумму требований кредиторов в процедуре реструктуризации долга законопроектом предусмотрено начисление процентов.

    9. Начисленные штрафы и пени погашаются в последнюю очередь после погашения всех остальных задолженностей, согласно плану реструктуризации долгов.

    10. Управление должником в процедуре реструктуризации долга может осуществляться как действующими участниками (учредителями) общества, так и антикризисным управляющим или комитетом кредиторов. А также функции управления могут быть распределены между двумя единоличными исполнительными органами.

    11. С даты введения в отношении должника процедуры реструктуризации долгов не допускается односторонний отказ от исполнения или одностороннее изменение договора аренды контрагентом должника во внесудебном порядке. В случае разногласий по указанному вопросу требование контрагента должника об изменении или о расторжении договора аренды подлежит предъявлению в деле о банкротстве и рассматривается арбитражным судом по правилам пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    12. Должник в течение двух месяцев с даты введения процедуры реструктуризации долгов вправе отказаться от исполнения договора должника, заключенного до возбуждения дела о банкротстве, если его исполнение существенно затруднит восстановление платежеспособности должника или повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах.

    Важнейшим документом, руководящим реструктуризацией долгов, становится план реструктуризации долга, утверждаемый арбитражным судом.

    • В реализации плана реструктуризации долгов допускается участие третьих лиц (в том числе органов государственной власти и местного самоуправления), которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные планом реструктуризации долгов. В случае участия в реализации плана третьих лиц, являющихся заинтересованными лицами по отношению к должнику, план реструктуризации долгов должен содержать информацию об этом и указывать на характер такой заинтересованности.
    • Должник обязан предложить план реструктуризации долгов в течение четырех месяцев с даты введения процедуры реструктуризации долгов.
    • Конкурсные кредиторы или уполномоченные органы, антикризисный управляющий, учредитель (участник должника), представитель работников должника и третьи лица (в том числе органы государственной власти и местного самоуправления) в течение указанного срока также вправе предложить план реструктуризации долгов.
    • Лицо, предлагающее свой план реструктуризации долгов после представленного другим лицом плана реструктуризации долгов, вправе представить мотивированное обоснование недостатков или преимуществ ранее представленного плана, о котором ему известно, и преимуществ собственного плана реструктуризации долгов.
    • Лицо, предложившее план реструктуризации долгов, вправе отозвать его до рассмотрения собранием кредиторов.
    • План реструктуризации долгов должен предусматривать полное погашение задолженности по текущим платежам и требованиям кредиторов первой и второй очереди в течение трех месяцев с даты утверждения арбитражным судом указанного плана и до погашения требований, предусмотренных абзацем вторым подпункта 3 пункта 7 ст. 61 закона.

    План реструктуризации долгов должен содержать:

    1) обоснование возможности восстановления платежеспособности должника, удовлетворения требований кредиторов в соответствии с планом реструктуризации долгов;

    2) положения, касающиеся осуществления одного или нескольких следующих мероприятий:

    • реорганизация должника;
    • увеличение уставного капитала должника;
    • продажа предприятия должника или части имущества должника;
    • замещение активов должника;
    • новация обязательств должника;
    • прекращение обязательств должника путем предоставления отступного;
    • конвертация требований в доли в уставном (складочном) капитале должника, обыкновенные или привилегированные акции, облигации, конвертируемые в акции или иные ценные бумаги должника;
    • изменение сроков, порядка и объема исполнения обязательств должника;
    • прекращение залога, изменение условий договора залога, в том числе в части содержания и обеспечения его сохранности, пользования и распоряжения предметом залога, замена предмета залога, передача прав и обязанностей по договору залога, перевод долга по обязательству, обеспеченному залогом;
    • прощение долга и иные способы изменения или прекращения обязательств, предусмотренные федеральным законом;

    3) сведения об обязательствах должника:

    • текущие обязательства должника;
    • требования кредиторов первой и второй очереди;
    • требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;
    • указание на требования кредиторов, интересы которых затрагиваются и не затрагиваются планом реструктуризации долгов с учетом положений пункта 7 настоящей статьи;
    • положения об условиях (сроке, порядке и объеме) удовлетворения требований всех кредиторов должника (в том числе не включенных в реестр требований кредиторов), в том числе график погашения задолженности;
    • расчет суммы, которую кредиторы третьей очереди по требованиям, не обеспеченным залогом, могли бы получить при реализации имущества должника по ликвидационной стоимости в случае признания должника банкротом;
    • сведения о ликвидационной стоимости предмета залога.

    4) Сделка, связанная с исполнением обязательств в соответствии с планом реструктуризации долгов, утвержденным арбитражным судом, не может быть признана недействительной на основании статей 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона, если не доказано, что другая сторона сделки при ее совершении знала или должна была знать о невозможности восстановления платежеспособности должника в результате реализации плана реструктуризации долгов и об ущемлении интересов кредиторов должника такой сделкой.

    5) Законопроектом предусмотрены возможности восстановления платежеспособности должника путем списания и увеличения капитала, а также конвертация долгов в капитал. Таким образом, долги могут быть погашены путем выпуска дополнительных акций или за счет списания или уменьшения уставного капитала общества размером до 1 рубля.

    6) Срок реализации плана реструктуризации долгов не может превышать четырех лет со дня утверждения его судом. Этот срок может быть продлен по решению собрания кредиторов, но не более чем еще на четыре года.

    Законопроект содержит очень интересные законодательные новеллы, каким образом он будет доработан и в каком виде принят, мы сможем узнать, как предполагается, весной 2018 года. Станет ли реструктуризация долгов рабочей процедурой, с помощью которой организации смогут восстанавливать свою платежеспособность, а кредиторы получать денежные средства, покажет время. 

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Прямой эфир

    Nick19862 ноября 2024 в 13:19
    Как получить специальное разрешение Президента РФ на сделку с недружественным лицом