Добрый день, коллеги!
20 марта Верховный суд отказал компании Telegram LLP в признании недействующим приказа ФСБ № 432 от 19.07.2017, регламентирующего порядок выдачи Telegram ключей шифрования переписки пользователей мессенджера.
То есть, на сегодняшний день владельцы Telegram по-прежнему обязаны предоставить ключи шифрования от переписки пользователей государственным органам. В случае невыполнения данной обязанности мессенджер может быть заблокирован на территории РФ по решению суда на основании заявления Роскомнадзора.
Данное решение также затрагивает вопрос правового положения данных, предназначенных для защиты переписки пользователей мессенджеров. Причины, на основании которых суд отказал компании, пока неизвестны (мотивированное решение не изготовлено). Но из аргументов ответчика по данному делу можно сделать определенные выводы. Основной аргумент ФСБ – данные, позволяющие расшифровать переписку пользователей, не относятся к охраняемой законом тайне или информации ограниченного доступа. Соответственно, для доступа к таким данным не требуется судебное решение или какие-либо полномочия, предусмотренные законом. С такой позицией сложно согласиться, поскольку при наличии ключей шифрования государственный орган сможет получить доступ к переписке пользователей без судебного решения, что уже, с моей точки зрения, можно рассматривать как нарушение права на тайну переписки.
Таким образом, помимо сохраняющейся возможности блокировки известного мессенджера, использование средств шифрования переписки может быть поставлено под угрозу данным решением, в случае если суд в мотивированном решении поддержит аргументацию ФСБ.
Насколько известно, Telegram намерен обжаловать решение.
Через 15 дней Роскомнадзор может обратиться в суд за решением о блокировке. Без решения суда ограничить доступ к мессенджеру нельзя.
Если суд одобрит блокировку, Телеграм может это оспорить. Пока окончательное решение суда вступит в силу, может пройти несколько месяцев. Но это не будет длиться вечность: если ведомства и мессенджер не договорятся, у пользователей на самом деле могут быть проблемы.
Блокировка не приведет к катастрофе. Поговорят и перестанут, а на место одного мессенджера придет другой. Но на всякий случай подготовьтесь.
Вопрос о техническом исполнении блокировки мобильного приложения, правда, не так очевиден.
Первое возможное действие, которое может иметь место, как Вы верно указали и как Роскомнадзор уже применял на практике, это направление требования в российский AppStoreи GooglePlayоб удалении из российской версии магазинов мобильного приложения. Однако такой способ блокировки не является в полной мере эффективным: те приложения, которые уже были скачаны и установлены пользователями продолжат свою работу и прекращение их функционирования может произойти в том случае, если выйдут обновления приложения, которые уже будут недоступны в связи с удалением приложения из магазина, и, если это приведет к невозможности работы новой версии приложения, уже скачанной на устройство. Похожая ситуация сейчас стоит с приложением LinkedIn у тех, у кого оно было установлено до момента принятия решения о блокировке данного ресурса у нас: приложение на устройствах есть, но его использование невозможно, так как возможности его обновления нет.
Второй вариант, который может иметь место в отношении Телеграма, - это блокировка доступа к серверу, который обеспечивает возможность обмена сообщениями пользователей. В таком случае приложение также может продолжить работу, но фактически возможность его использования для обмена сообщениями будет недоступна.