Добрый день, коллеги!
17 июля 2018 года Государственная Дума в третьем чтении приняла законопроект № 346805-7 «О внесении изменений в часть первую НК РФ в связи с совершенствованием налогового администрирования». Изменения коснутся права оплаты налогов через МФЦ, уточнения платежей при выявлении ошибки, предусматривают возможность оплаты некоторых налогов авансовым платежом, а также вводится новое основание для блокировки счета налоговым органом.
Расширяются основания для приостановления операций по счетам в банке. Налоговики смогут приостанавливать банковские операции налоговых агентов или плательщиков страховых взносов, если ими не были своевременно предоставлены в территориальную инспекцию расчеты по страховым взносам. Блокировка счета может наступить через 10 дней после окончания срока сдачи расчета.
Изменения будут внесены в п. 3.2. ст. 76 НК РФ, ранее предусматривающий данный вид ответственности только при нарушении срока подачи декларации 6-НДФЛ. Теперь аналогичные меры ответственности будут распространяться и при нарушении срока предоставления расчета по страховым взносам.
Снять блокировку со счета можно будет только после предоставления необходимой информации в ИФНС. Разблокировать счета налоговики обязаны в течение одного рабочего дня.
Законопроект вносит изменения в ст. 58 НК РФ, которые предусматривают возможность уплаты налогов физическими лицами через МФЦ. Законопроектом также вводится норма об ответственности местных администраций, организаций федеральной почтовой связи и МФЦ за нарушение срока перечисления платежей в бюджетную систему РФ.
Предполагается внесение поправок в ст. 45 НК РФ в части права на уточнение платежа, а именно: отменено положение о перечислении налога на соответствующий счет Федерального казначейства, как основание для обращения с заявлением об уточнении платежа. Согласно новой редакциидля получения налогоплательщиком права на уточнение платежа достаточно, чтобы ошибка не повлекла неперечисление денежных средств в бюджетную систему РФ. Кроме того, в заявлении можно будет уточнить не только основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период, статус плательщика, как и ранее, но и счет Федерального казначейства. Уточнить платеж можно будет в течение трех лет с даты перечисления.
Налоговый орган также получит новое право самостоятельно проводить уточнение платежей при обнаружении ошибки без заявления налогоплательщика в течение трех лет с даты перечисления денежных средств, при условии, что такое уточнение не повлечет за собой возникновения у налогоплательщика недоимки. При уточнении платежа налоговым органом будет производится и перерасчет пеней. О таком уточнении по инициативе налоговой налогоплательщик будет информироваться в течение пяти дней.
Законопроект предполагает введение в Налоговый кодекс новой статьи 451, которая предоставляет право налогоплательщикам-физическим лицам уплачивать транспортный и земельный налог, а также налог на имущество, авансовым платежом без получения соответствующего требования налогового органа. Перечисленные таким образом денежные средства именуются единым налоговым платежом физического лица и могут быть уплачены как лично налогоплательщиком, так и иным лицом.
После получения платежей налоговый орган самостоятельно осуществляет их зачет в счет уплаты указанных налогов в соответствии с установленными сроками их уплаты последовательно, начиная с наименьшей суммы. Зачет платежей также осуществляется налоговым органом в счет погашения недоимки по налогу и пени. О принятых решениях о зачете платежа в счет уплаты налога, погашения недоимки и уплаты пени, налоговый орган уведомляет налогоплательщика в течение пяти дней. Налогоплательщик также будет иметь право на возврат излишней суммы уплаченного единого платежа.
Вывод. С моей точки зрения, изменения, связанные с оплатой налога через МФЦ и возможностью уточнения платежей однозначно позитивные и расширяют возможности налогоплательщика для уплаты налога, уменьшения пеней.
Предоставление права уплаты налогов авансовым платежом также направлено на расширение прав налогоплательщика: зачет налога производится автоматически, соответственно, пропуск срока его уплаты и связанные с этим начисление пени, исключены. С другой стороны, получая требование, налогоплательщик имеет возможность проверить правильность расчета суммы налога, а также получить информацию о недоимках, пенях, и при несогласии с указанными суммами, обратится в налоговый орган до момента фактической уплаты денежных средств. При уплате аванса ситуация может сложиться таким образом, что ошибки в расчете налога или неправомерное начисление пени выявится уже после фактического зачета авансовых платежей налоговым органом. Тогда обжаловать действия инспекции в указанном случае можно будет только в досудебном или судебном порядке.
Внесение дополнительного основания для приостановления операций по счетам направлено на ужесточение ответственности налогоплательщиков. По задумке государства, это должно стимулировать налогоплательщиков своевременно исполнять обязанности по предоставлению расчетов в указанные НК РФ сроки.