На днях прочитал публикацию уважаемого Николая Андреева и сильно опечалился.
Человеку свойственно ошибаться. И заблуждаться. Когда он один. И чтобы избежать подобного был придуман коллективный разум в виде Государственной Думы. Контролирует его решения другой коллективный разум – Совет Федерации. А его решения призван контролировать опять один человек.
Но всё по порядку
(далее следует частное мнение автора, который может искренне заблуждаться)
99-ФЗ от 05.05.2014 дал участникам юридических лиц (ЮЛ) очень хороший инструмент управления. Он закрепил в ГК РФ возможность ЮЛ образовывать несколько единоличных исполнительных органов (ЕИО), а их полномочия предоставлять одному или нескольким лицам.
К сожалению, формулировка пункта 3 статьи 65.3 ГК РФ может немного ввести в заблуждение. Поначалу она ввела в заблуждение и меня. Позже наступило прозрение.
В конструкции указанного пункта использован союз "или", который соединяет однородные члены предложения, находящиеся в отношениях взаимоисключения. Именно из-за него я (а как видно из текста законопроекта – не только я) посчитал органы ЕИО и лиц, которым предоставлены полномочия ЕИО однородными, находящимися в отношениях взаимоисключения.
Но тогда, построенная на основе этих выводов конструкция с множественностью ЕИО и множественностью полномочных лиц, оказывалась внутренне противоречивой.
Если сосредоточить внимание не на союзе "или", а на значении терминов и понятий, которые он соединяет, всё становится на свои места.
Формулировка пункта 3 статьи 65.3 ГК РФ:
Уставом корпорации может быть предусмотрено предоставление полномочий единоличного исполнительного органа нескольким лицам, действующим совместно, или образование нескольких единоличных исполнительных органов, действующих независимо друг от друга.
Из неё следует, что уставом может быть предусмотрено, что
- могут быть образованы несколько ЕИО, действующие независимо друг от друга
- полномочия ЕИО могут быть предоставлены нескольким лицам, действующим совместно
Т.е. независимо действовать могут только органы (ЕИО), а совместно – только лица, которым предоставлены единые полномочия какого-то одного ЕИО.
В уставе должны содержаться сведения о наименовании каждого образуемого ЕИО, несовпадающее с наименованием других образуемых ЕИО, а также сведения о полномочиях каждого ЕИО, несовпадающие с полномочиями других ЕИО. В уставе не содержатся сведения о конкретных лицах, которым предоставлены определённые полномочия.
В ЕГРЮЛ должны быть внесены сведения о наименовании должности лица, могущего действовать без доверенности, а также сведения о каждом конкретном физическом или юридическом лице, которому предоставлены полномочия ЕИО. В ЕГРЮЛ не содержатся сведения обо всех полномочиях таких лиц, кроме полномочия действовать без доверенности от имени ЮЛ.
Если уставом предусмотрено образование нескольких ЕИО, то полномочия каждого ЕИО могут быть предоставлены как одному лицу, так и нескольким лицам, действующим совместно.
Изложенное, на мой взгляд, полностью соответствует пункту 3 статьи 65.3 ГК РФ и здравому смыслу, а все указанные выше сведения и сейчас содержатся в ЕГРЮЛ в силу ныне действующей редакции 129-ФЗ.
Законопроект
В упомянутом выше законопроекте №307663-7, прошедшем третье чтение в Государственной Думе, содержатся вносимые в 129-ФЗ поправки. В частности, предлагается, что в ЕГРЮЛ:
В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга.
Данная поправка внесена ко второму чтению (май 2018 года) Председателем Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николаевым Николаем Петровичем (Дата рождения: 2 апреля 1970 года, образование: Православный Институт святого Иоанна Богослова, г. Москва, 2014 год).
Текст поправки, на мой взгляд, противоречит указанному выше пункту 3 статьи 65.3 ГК РФ и в точности отражает ошибочную, на мой взгляд, концепцию указания сведений в ЕГРЮЛ о лицах, действующих без доверенности, совместно с другими лицами, изложенную в проекте Приказа ФНС, размещённого на Портале общественного обсуждения (май 2016 года).
Ошибка, на мой взгляд, заключается в смешении понятий, вызванным союзом "или" и повторенным в указанном тексте:
Лица, которым предоставлены полномочия какого-то одного ЕИО, могут действовать только совместно и только в рамках полномочий данного ЕИО, а независимо друг от друга могут действовать только органы (ЕИО), имеющие разные полномочия (и наименвания) предусмотренные уставом.
Орган определяется уставом, сведения о лице указываются в ЕГРЮЛ.
Действующая система ведения ЕГРЮЛ, основанная на 129-ФЗ, полностью позволяет вносить сведения в ЕГРЮЛ и получать из него достоверную информацию о множественности независимых ЕИО и о множественности лиц, действующих совместно без доверенности от имени ЮЛ.
В случае вступления в силу данной поправки и реализации её в ЕГРЮЛ, может, на мой взгляд, наступить неуправляемый хаос достоверности сведений ЕГРЮЛ о лицах, имеющих право действовать без доверенности.
Как следствие, подобные конструкции, легализованные данной поправкой, также могут, на мой взгляд, хаотизировать деятельность ЕИО в корпорациях.
Этой ли цели добиваются авторы данных "нововведений"?
А что вы думаете на этот счёт?
Для предотвращения противоречий между изменяемым указанным
законопроектом 129-ФЗ и
ГК РФ и, как следствие, неизбежного хаоса
в ЕГРЮЛ и в деятельности ЕИО в корпорациях
ПРЕДЛАГАЮ
В подпункте а) пункта 1 статьи 1 упомянутого
законопроекта слова:
"В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, в отношении каждого такого лица дополнительно указываются сведения о том, действуют такие лица совместно или независимо друг от друга;"
"В случае, если полномочия без доверенности действовать от имени юридического лица предоставлены нескольким лицам, сведения указываются в отношении каждого такого лица;".
P.S.
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко отметила, что, закон, действительно, не бесспорный. «Министерство экономического развития РФ представило свою аргументацию, которую мы не можем игнорировать», — считает глава СФ.
В результате Федеральный закон был принят Советом Федерации к рассмотрению. Комитету СФ по экономической политике и Комитету СФ по бюджету и финансовым рынкам поручено во взаимодействии с Министерством энергетики РФ и Государственной Думой до 16 января 2018 г. найти компромиссные варианты. Верхняя палата парламента планирует рассмотреть этот закон 16 января по существу.
Подробнее на моём сайте ustavooo.com или ustav.ooo