Процессы глобализации, усиление межгосударственных экономических связей в прошлом веке обусловили необходимость упрощения использования различных документов в иностранных юрисдикциях.
Эти процессы стали предпосылками для унификации процедуры легализации документов. Такая процедура получила своё оформление в конвенции, принятой на Гаагской Конференции по международному частному праву 5 октября 1961 года[1] - событие, которое без преувеличения ознаменовало новую эпоху в международном документообороте. Конвенция ввела использование апостиля – специальной отметки, проставляемой уполномоченным органом государства-участника Гаагской конвенции на документах, выданных в этом государстве, для их использования на территории другого государства-участника. В этой отметке заверяется подлинность подписи представителя государственного органа, выдавшего документ, а также полномочия этого лица. Документ с такой отметкой принимается в любой другой стране, которая ратифицировала Конвенцию. Главная особенность (а также назначение) конвенции состоит в значительном упрощении легализации документов, а также универсальности их использования.
В качестве примера можно взять свидетельство о рождении, оформленное в Индонезии, которое нужно использовать на территории другой страны. Первым шагом в этом процессе будет легализация в службе регистрации актов гражданского состояния Индонезии, которая выдает документ. Второй штамп проставляет Министерство юстиции и прав человека. Третья стадия процедуры легализации проходит в Министерстве иностранных дел Республики Индонезия. Наконец, свидетельство о рождении также должно быть легализовано в расположенном в Индонезии посольстве или консульстве той страны, в которой будет использоваться свидетельство о рождении. После всех этих шагов свидетельство о рождении можно наконец использовать в другой иностранной юрисдикции. В случае применения положений Конвенции процесс легализации документа сократится до одного действия – проставления апостиля Министерством юстиции и прав человека, после чего свидетельство о рождении можно будет использовать на территории любого из остальных 120 участников Конвенции.
Пример Индонезии не случаен: 5 января 2021 года президент издал указ о ратификации Конвенции, а 5 октября 2021 года эта страна формально присоединилась к ней. Однако на текущий момент этот документ фактически не действует, поскольку ратификация указа и принятие соответствующего закона не означает немедленного эффекта положений Конвенции. После её ратификации и принятии закона о присоединении к ней он вносится в государственный вестник Индонезии. После завершения этого процесса, согласно статьям 12 и 15 Конвенции, документ о присоединении должен быть сдан на хранение в Министерство иностранных дел Нидерландов. Впоследствии другим государствам-участникам Конвенции предоставляется шестимесячный период для заявления о любых возражениях против присоединения Индонезии к Конвенции. Они впоследствии обсуждаются в двустороннем порядке между возражающим государством и страной, присоединяющейся к Конвенции. Если государства не приходят к решению, которое в данном контексте устраивало бы обе стороны, то государственные органы одной страны не признают юридическую силу документов с апостилем, оформленным в другой стране. На данный момент в открытых источниках не содержится информации относительно возражений, имеющихся у других участников Конвенции к Индонезии. Как правило, она вступает в силу между договаривающимися государствами и её новым участником в случае отсутствия возражений на шестидесятый день после истечения шестимесячного периода. С учётом всего вышеизложенного полноценное вступление Конвенции в силу для Индонезии ожидается 4 июня 2022 года.[2]
Как уже упоминалось выше, препятствием для вступления Конвенции в силу между некоторыми её участниками могут стать возражения. Дело в том, что государственные органы одной страны могут принимать документы из другой страны с отметкой апостиль только в том случае, если не имеется оснований подозревать другую сторону в различных нарушениях Конвенции. Например, Украина стала государством-участником 22 декабря 2003 года, однако вплоть до 2010 года ФРГ была единственной страной, которая не признавала Украину стороной Гаагской конвенции. Основной причиной было недоверие к документам, которые подтверждают гражданское состояние граждан, из-за фактов подделки, выявленных сотрудниками консульства Германии на территории Украины. Однако после встречи посла Германии в Украине и Министра юстиции Украины в 2010 году было достигнуто соглашение о снятии возражения.[3]
Возражения также возможны и по политическим причинам. Например, на данный момент в отношении Косово имеются возражения 27 стран-участников. В основном они связаны с тем, что эти государства не признают независимость Косово.[4] В отличие от проблем, связанных непосредственно с документооборотом, возражения политического характера представляются более долгосрочной проблемой, решение которой может затянуться в лучшем случае на десятилетия.
Следует отметить, что существуют ситуации, при которых между участниками Конвенции также имеются проблемы политического характера, однако её наличие является «спасительной лазейкой» в плане использования документов на территории этих стран. Ярким примером является документооборот России и Латвии, которые являются не только подписантами Конвенции, но и участниками договора о правовой помощи[5]. В соответствии с положениями этого договора, документы, выданные госучреждениями каждой из договаривающихся сторон, не требуют отметок консульской легализации или иных средств для подтверждения юридической силы на территории другой договаривающейся стороны, в том числе и апостиля. Абзац 2 статьи 3 Конвенции освобождает от необходимости проставления апостиля при наличии таких договорённостей между государствами-участниками. Однако в последнее время между Россией и Латвией сложилась практика, при которой документы без наличия консульских отметок не принимаются государственными органами обеих стран. Вероятно, эта практика основана на обстоятельствах политического характера, поскольку никаких официальных возражений или претензий по исполнению сторонами договора о правовой помощи не имеется. Документооборот сейчас возможен только при наличии апостиля.
Поскольку проставление этой отметки значительно сокращает издержки (как временные, так и материальные) для легализации документов, а участниками Конвенции является 121 страна, Конвенцию можно считать единственным универсальным документом в своей области. Несмотря на наличие двусторонних договоров о правовой помощи или других аналогичных конвенций (например, Минская конвенция 1993 года), именно Гаагская конвенция 1961 года является базисом международного документооборота. Поскольку обмен документами всё чаще проводится в электронном виде, использование электронных апостилей, их универсальность и огромное количество потенциальных пользователей может сделать апостиль в перспективе безальтернативным решением для использования документации за рубежом. Отметка о легализации производится в электронной форме, а запись об этом вносится в общедоступный электронный реестр. Это значительно снижает вероятность мошенничества, связанного с подделкой традиционных бумажных апостилей, а также снижает сроки их подготовки и расходы на их оформление.[6]
Несмотря на то, что в Конвенции участвует 121 страна, до сих пор остаётся значительный потенциал для расширения состава участников: вне границ действия Конвенции остаются такие крупные страны, как Канада, Бразилия и Китай (за исключением территорий Гонконг и Макао). Несмотря на размеры экономик и их вовлечённость в международную торговлю, эти государства спустя столько лет так и не подписали Конвенцию. Вероятнее всего, сейчас это невозможно по внутриполитическим причинам. Например, Канада до сих пор не стала участником Конвенции из-за механизма принятия решений об участии в международных договорах: для принятия на федеральном уровне закона о вступлении в силу Конвенции необходимо согласие законодательных органов всех провинций Канады, чего до сих пор не было получено.[7] Представляется необходимым привлекать представителей неприсоединившихся государств к участию в различных конференциях, в том числе Гаагской конференции по международному частному праву, для выработки совместных шагов, планов действий по присоединению к Конвенции, поскольку такие решения бесспорно будут в интересах бизнеса и частных лиц.
______________________
[1] Гаагская конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов, от 5 октября 1961 года, далее – «Конвенция».
[2]https://www.hcch.net/en/instruments/conventions/status-table/?cid=41 - STATUS TABLE
[3] http://old.kmu.gov.ua/kmu/control/ru/publish/article?art_id=243551513&cat_id=244314008 - Минюст: Германия вскоре снимет свое возражение о целесообразности присоединения Украины к Гаагской конвенции
[4]https://treatydatabase.overheid.nl/en/Verdrag/Details/009051_db.html - Treaty Database (Objections to accession of Kosovo)
[5] Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (подписан в г. Риге 03.02.1993)
[6] https://www.uk-prioritet.ru/presscenter/articles/elektronnyij-apostil/ - Какие преимущества несёт в себе электронный апостиль для России?
[7] Canada and The Hague Conference on Private International Law: 1893-1967 – p. 27-29.