Привет, Регфорум!
По идущей сейчас полным ходом судебной реформе было сказано уже немало. Я, как практикующий судебный юрист, решил сам проанализировать планируемые изменения в законодательстве и высказать своё мнение по некоторым вопросам, которые показались мне интересными.
- По проблеме независимости судов
До изменений в этом блоке законодательства вопросы по судебным присутствиям, по местонахождению арбитражных судов были в ведении Пленума ВАС. Теперь они будут регулироваться федеральным законом, то есть — Парламентом и Президентом. Не будет ли это вмешательством ли это в независимость судебной власти, пусть и формальное?
- По проблеме оспаривания нормативных правовых актов
У арбитражных судов планируется изъять полномочия по оспариванию нормативных правовых актов, и передать их в суды общей юрисдикции. Для чего это делается, чтобы их «разгрузить», или просто урезать их полномочия? Ведь сейчас у арбитражей сформирована определённая практика и опыт в рассмотрении дел об оспаривании НПА, и передача этих полномочий скорее всего пагубно отразится на качестве рассмотрения таких дел.
- О замещении работниками аппарата арбитражного суда других должностей
В планируемых поправках нашлась любопытная норма — «Работники аппарата арбитражного суда также могут замещать должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы». Что это означает? То, что они смогут занимать любые должности вне ГГС, или только разрешённые законодательством (преподавание, научная деятельность и прочее)? Или они могут становиться, к примеру, генеральными директорами коммерческих организаций?
- О проблеме единообразия судебной практики
Среди многочисленных доводов законодателя о том, для чего вообще затеяна судебная реформа, указывается и такой момент, как достижение единообразия судебной практики. Однако не представляется возможным понять, каким образом можно привести судебную практику к единообразию по тем же регионам, если порой даже в пределах одного арбитражного суда субъекта РФ по одинаковым делам возможно принятие противоположных решений. Как пример из личной практики, по совершенно идентичным делам Решение 1 и Решение 2, принятые в АС города Москвы.
- Вообще, не являются ли эти изменения просто ступенькой к дальнейшему объединению арбитражных судов и судов общей юрисдикции?
Многие практикующие «судебники» сразу смогут сказать разницу между судопроизводством в судах общей юрисдикции и в арбитражах. Можно также упомянуть и об организации банка судебных решений — в арбитраже это прекрасно реализовано на сайте kad.arbitr.ru, а вот найти какое-либо решение суда общей юрисдикции в общем доступе не представляется возможным — только на некоторых сайтов федеральных судов, и не по всем делам. Вообще, объединение даже двух судов к порядку в них не приводит, взять хотя бы АС Санкт-Петербурга и Ленинградской области. А гипотетическое объединение арбитражей и общей юрисдикции будет явно не лучше, так как это совершенно разные структуры.