В поисках доказательств тезиса о том, что административная ответственность должностных лиц регистрирующих ИФНС – зверь редкий в наших широтах, изучала как-то на досуге судебную практику на одном из открытых ресурсов в сети. Тезис подтвердился, решила с вами поделится наблюдениями в виде небольшого обзора.
Для начала напомню: теоретически инспектор может отвечать по ч. 1 и ч. 2 ст. 14.25 КоАП:
-
За несвоевременное или неточное внесение записей о юридическом лице в ЕГРЮЛ (или об ИП – в ЕГРИП соответственно) – ч. 1;
-
За незаконный отказ в предоставлении или несвоевременное предоставление содержащихся в реестрах сведений и (или) документов либо иных регистрационных документов заинтересованным лицам – ч. 2.
Последнее не нужно путать с составами, предусмотренными ч. 1 и ч. 2 ст. 5.63 (нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг).
Сразу отмечу – по ч. 1 (т.е. за отказ в регистрации или за ошибки в записях) я практики привлечения лица к административной ответственности не нашла вообще. Не скажу, что перекопала все, но, думаю, не меньше сотни судебных актов по ст. 14.25 КоАП РФ пролистала в общей сложности.
Чуть получше ситуация с ч. 2, хотя все равно капля в море. Вот несколько примеров.
Дело № 12-9/12 мс, рассмотрено в Ленинском районном суде г. Ростов-на-Дону. Мировой судья судебного участка № 2 Ленинского района г. Ростов-на-Дону вынес восхитительное в своей необычности постановление, а райсуд его засилил. Инспектор ИФНС была привлечена к ответственности и оштрафована на 1000 рублей за то, что отказалась выдать ООО выписку из ЕГРЮЛ по причине наличия у последнего задолженности по налогам.
Наиболее часто встречающееся нарушение – пропуск срока предоставления документов. Процедура привлечения к ответственности всегда одинаковая: прокуратура (думаю, не на пустом месте, а по просьбе страждущих) проводит проверку, выявляет факты просрочек, находит «крайнего» инспектора и передает материалы на него в мировой суд.
Так, например, в апреле 2013 г. мировой судья судебного участка № 1 Кировского района г. Ростов-на-Дону за один, кажется, день рассмотрела немало дел против одного и того же инспектора, одно из которых опишу подробнее (дело № 5-1-131/13 от 10.04.2013 г.).
Производство было начато на основании данных прокурорской проверки, которая установила, что ООО обратилось за выпиской из ЕГРЮЛ, а сотрудница ИФНС затянула срок выдачи документа. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, вины своей не признало и пояснило, что строго следовало установленной в ИФНС внутренней процедуре предоставления выписок. Дело было прекращено ввиду недоказанности наличия состава правонарушения: суд обратил внимание на то, что в материалах административного дела не указано, когда же ООО в итоге добилось информации. Нет даты – нет состава.
Аналогичные, практически слово в слово (только названия ООО меняются и где-то заявителем был ИП) дела с таким же концом – № 5-1-128/13, № 5-1-129/13, № 5-1-134/13, № 5-1-135/13, № 5-1-136/13, , № 5-1-137/13, № 5-1-138/13. В них тоже почему-то в протоколах не было необходимых дат.
Другой ростовский судья пошел еще дальше (дело № 5-2-82/11), признав инспектора ИФНС, ответственную за выдачу выписок, виновной в нарушении 5-дневного срока на подготовку бумаг и оштрафовав ее на 1000 рублей. В этом случае должностное лицо налорга даже не спорило с тем, что сроки пропущены (видимо, доказательства были слишком явными), но при этом пыталось «перевести стрелки» на других своих коллег (мол, за отправку отвечают иные люди, мое дело маленькое – сдал документы в экспедицию и отдыхай).
В похожей ситуации в Самарской области судья оказался более снисходителен (дело № 5-201/2013 от 28.08.2013 г.).
Сотрудник ИФНС привлечена к ответственности за нарушение сроков предоставления выписки из ЕГРЮЛ: документы были отправлены через 9 календарных дней после их заказа. Впрочем, не опоздай должностные лица на 1 календарный день, оснований для привлечения к ответственности не было бы. В силу положений ст. 191 ГК РФ течение срока начинается на следующий день после даты или события, «запустившего» отсчет времени: в случае с подготовкой выписки из ЕГРЮЛ – со следующего дня после подачи заявления о выписке. Согласно ст. 193 ГК РФ, если последний день срока попадает на выходной, днем окончания считается ближайший рабочий день. В рассматриваемой ситуации документы необходимо было выдать или отправить по почте в понедельник, в понедельник же они были переданы в экспедицию, которая и задержала отправку до вторника.
Мировой судья посчитал, что аргумент привлекаемого к ответственности инспектора о том, что лично она отправкой писем не занимается, не убедителен и счел, что если дама приняла заявление о выдаче выписки у заявителя, то она должна контролировать его исполнение до конца. В качестве наказания назначено «устное замечание».
Схожие дела, связанные с просрочкой на 1 день отправки документов из ИФНС, рассматривались, и даже успешно, в других регионах. Так, мировой судья судебного участка № 12 г. Дзержинска оштрафовал местного инспектора ИФНС за то, что тот опоздал на один день с отправкой заявителю документов (дело № 5-800/2012, рассмотрено 29.11.2012 г., а также аналогичные решения этого же судьи по делам № 5-801/2012, 5-802/2012, № 5-803/2012).
В заключение – пара примеров «холостых выстрелов».
08.06.2010 г. Новокуйбышевский городской суд рассмотрел жалобу лица, привлекаемого к административной ответственности, на постановление мирового судьи. Инспектор слишком долго тянула с выдачей выписки из ЕГРЮЛ, в связи с чем была оштрафована на 1 000 руб. Представитель чиновницы пояснил, что она посчитала сроки правильно (в соответствии с упомянутыми выше положениями ГК РФ) и выдала документы сразу после выходных. Городской суд с жалобой согласился. Вывод – считая дни, считайте их правильно.
Привлекло внимание еще одно дело, рассмотренное в августе 2012 г. в Нижнем Новгороде. Заместитель прокурора пришел в ИФНС с проверкой и собрал материал на заместителя начальника инспекции. Но в ходе разбирательств выяснилось, что все компании, которым документы были выданы позже, чем через 5 дней, сами не забрали их вовремя. То есть прямо в заседание по собственной воле пришли представители организаций и выступили в защиту зам. начальника инспекции. Почти прослезилась от умиления, когда читала.
На этом обзор завершаю.
Как говорил классик, безумству храбрых поем мы песню, а я мысленно жму руки тем, кто все-таки тратит время и пытается напоминать чиновникам о том, что административная ответственность должностных лиц предусмотрена, в том числе, и для них. Не люблю кляузников, но иногда хорошая жалоба по поводу и к месту – плюс в карму юристу. А тем, кому волей-неволей придется на нее реагировать, – повод повторить матчасть и постараться меньше наступать на грабли.
А вы принимаете участие в битвах с ветряными мельницами? Помню, была пару месяцев назад история об успешном обжаловании ДСПшки. А еще кто чем может похвастаться?