Здравствуйте! Мы продолжаем серию обзоров новых правовых позиций, закрепленных в постановлении № 7 Пленума ВС РФ от 24.03.2016 «О применении судами некоторых положений ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств». Сегодняшний материал продолжает тему ответственности за неисполнение денежного обязательства. Пленум рассмотрел ситуации неисполнения денежного обязательства при нарушении мирового соглашения, при недействительности сделки, причинения вреда, неосновательного обогащения и договорного обязательства, имеющие практическую значимость. Прокомментируем ключевые из них.
Читайте о поправках в ГК РФ с 1 января 2017 года.
Первое. В мировом соглашении стороны вправе предусмотреть неустойку и определить момент начала начисления процентов. Также стороны вправе сохранить действие договорной неустойки для целей исполнения мирового соглашения. Если таких условий в мировом соглашении не содержится, то проценты по ст. 395 ГК не начисляются (п. 52 постановления № 7). Это необходимо иметь в виду сторонам при заключении мирового соглашения, и прямо устанавливать в нем соответствующие виды ответственности за неисполнение.
Второе. В ситуации недействительной сделки, если она исполнена обеими сторонами, проценты на возвращаемые в качестве применения последствий денежные суммы не начисляются. Однако, если получаемая денежная сумма явно превышает стоимость переданного другой стороне, это может быть квалифицировано как неосновательное обогащение. В этом случае проценты по ст. 395 ГК РФ подлежат начислению на сумму, составляющую разницу в стоимости переданного имущества (п. 55 постановления № 7).
Публикация сделана во время сотрудничества с Lidings.
Если же при двусторонней реституции одна сторона вернула индивидуально определенную вещь другой стороне, а другая сторона не возвратила денежные средства, с этого момента на сумму невозвращенных средств подлежат начислению проценты по ст. 395 ГК РФ.
Третье. Уплата процентов, предусмотренных ст. 395 ГК РФ для причинителя вреда обязательна со дня вступления в законную силу судебного решения о возмещении убытков, если иной момент не установлен законом. Если с причинителем вреда заключено соглашение о возмещении причиненных убытков, проценты по ст. 395 ГК начинают начисляться с первого дня просрочки, если иное не предусмотрено этим соглашением (п. 57 постановления № 7).
В ситуации, когда судебный акт, во исполнение которого перечислены денежные средства, был отменен или изменен, начисление процентов происходит на невозвращенную сумму с момента вступления в силу итогового акта по делу. Однако, если взыскатель был недобросовестным, например, сфальсифицировал доказательства, и на этом основании акт был вынесен в его пользу, проценты могут быть начислены с более раннего периода (например, получения денежных средств) (п. 59 постановления № 7). Очевидно, что данная норма направлена на стимулирование добросовестного поведения и представляет собой основание для применения мер ответственности для недобросовестных кредиторов.
Четвертое. Определен момент начала начисления процентов в случае неосновательного обогащения (п. 58 постановления № 7). Пленум связывает его с моментом, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения денежных средств (например, приобретатель получил выписку со счета). При этом сама по себе информация о поступлении денежных средств на счет без конкретизации сведений о плательщике и назначении платежа не влечет правовых последствий в виде начала начисления процентов на полученную сумму. Проценты начисляются на излишне оплаченную сумму оплаты товаров, работ, услуг (п.51 постановления № 7). В договорных отношениях, проценты начисляются на сумму, уплата которой просрочена со дня, когда по договору должен быть оплачен поставленный товар (п. 54 постановления № 7).
Пятое. Следует отметить, что проценты по ст. 395 ГК применяется и к случаям просрочки платежей по сделкам купли-продажи валюты (что следует из положений Пленума, отменяющих ранее имевшую место правовую позицию о невозможности их начисления при сделках с валютой). Значимый момент — отменено правило о том, что при расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования ЦБ РФ, число дней принимается равным соответственно 360 и 30. Исходя из этого начисление процентов можно производить исходя из реального количества дней.
В целом постановление № 7 в части исчисления процентов по ст. 395 ГК РФ не принес в практику революционных новелл. Большинство правил было известно из предыдущей практики ВАС РФ и соответствует ранее высказанным правовым позициям по применению указанной нормы.