Коллеги, добрый день!
Не так давно пришлось столкнуться с контрагентом, в отношении директора которого налоговой инспекцией была внесена запись о недостоверных сведениях.
О недостоверности адреса писали и говорили много, и практически не осталось нюансов, которые остались бы в тени, тогда как о недостоверности сведений, например, о директоре известно пока не очень много.
Что такое недостоверные сведения
Для того, чтобы немного освежить сведения об институте недостоверных сведений в Едином государственном реестре юридических лиц, напомню.
Федеральный закон от 30.03.2015 № 67-ФЗ в свое время внес изменения в 129-ФЗ, добавив, что государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
С тех пор как закон вступил в силу налоговые инспекции стали массово приостанавливать государственные регистрации, зачастую злоупотребляя своим правом на проверку достоверности сведений. Любая смена директора или переезд в соседний офис при смене юридического адреса имели риск быть приостановленными и зарегистрированными только спустя месяц после подачи документов на регистрацию. А ведь случались и отказы…
В это же время территориальные налоговые инспекции направляли запросы в различные государственные органы, узнавая, действительно ли офис именуется «П8», а не просто «8»; какой у помещения метраж (вдруг в гарантийном письме или договоре ошибка?); звонили и вызывали на встречи директоров и иным образом исполняли требования закона.
Сегодня пыл налоговиков поубавился, межведомственное взаимодействие в плане подтверждения нужной информации упростилось, и белые нормальные регистрации вновь стали осуществляться в плановом порядке (в 3 рабочих дня при создании и 5 рабочих дней в иных случаях).
Этим же законом в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» были внесены изменения в статью 11 под названием «Решение о государственной регистрации».
5. Регистрирующим органом в единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о недостоверности содержащихся в нем сведений о юридическом лице в случае направления в регистрирующий орган заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в едином государственном реестре юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Это заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона.
6. В случае если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности. В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
С пунктом 5 все понятно. Был опубликован Приказ ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@, которым были утверждены формы:
- Заявления Р34001 – Заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц;
- Заявления Р34002 – Заявления заинтересованного лица о недостоверности сведений, включенных в Единый государственный реестр юридических лиц;
- Заявления Р38001 – Возражения заинтересованного лица относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц.
В программе подготовки документов для государственной регистрации от АО «ГНИВЦ» все эти формы были оперативно обновлены. Все работает – все счастливы.
Возвращаемся к пункту 6 статьи 11 Закона о государственной регистрации, который говорит об установлении недостоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц по результатам проведения проверки. Акцент стоит сделать на слове «включенных». Не «включаемых» при подаче заявления о государственной регистрации, а уже имеющихся в ЕГРЮЛ.
Возникает обоснованный вопрос – что является основанием для проведения подобной проверки?
Ответ – в Приказе ФНС России от 11.02.2016 № ММВ-7-14/72@ «Об утверждении оснований, условий и способов проведения указанных в пункте 4.2 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, формы письменного возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего внесения сведений в Единый государственный реестр юридических лиц, формы заявления физического лица о недостоверности сведений о нем в Едином государственном реестре юридических лиц».
Кто еще с этим приказом не знаком – советую прочитать и заучить. После этого многие действия инспекторов становятся понятными.
На этом ликбез о недостоверности сведений предпочту закончить. Говорить на эту тему можно бесконечно долго.
Недостоверные сведения о ЕИО
Возвращаясь к заглавной теме разговора, хочу написать о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ в отношении единоличного исполнительного органа юридического лица.
Для простоты терминологии будем его именовать «директором». Когда мы говорим о недостоверности сведений о директоре, на ум приходит сразу несколько стандартных ситуаций.
Первый вариант, когда директор – самый обыкновенный номинал, по воле случая оказавшийся в ЕГРЮЛ.
В один прекрасный момент он понимает, что лучше встать на путь истинный (пока не привлекли к административной или уголовной ответственности и не начали взыскивать ущерб и штрафовать) и сообщить налоговым органам о своем косвенном участии в управлении обществом. Он идет к нотариусу, заверяет нужную форму, подает ее, после чего в ЕГРЮЛ появляется запись о недостоверности.
Второй вариант, когда директором человека назначили без его ведома. Такое встречается не так редко, как хотелось бы. Не раз приходилось сталкиваться с людьми, которых поставили управлять ООО-шкой без их согласия, благо раньше законодательство о государственной регистрации это позволяло (да и сейчас, кстати, тоже).
Схема действий идентичная: он консультируется у налоговиков или юристов, идет к нотариусу, заверяет нужную форму, подает ее, после чего в ЕГРЮЛ появляется запись о недостоверности.
Третий вариант, когда директор умирает, и в налоговую инспекцию поступают сведения в рамках межведомственного взаимодействия. В такой ситуации наследники еще не начали заниматься компанией, а налоговая уже узнает, что управлять обществом некому. Результат – внесение сведений о недостоверности.
Четвертый вариант, когда директор дисквалифицирован по решению суда. Здесь все понятно – все реестры и базы открыты, решения суда в основном находятся в общем доступе. Запрет на руководство обществом влечет за собой недостоверность сведений. Объективно.
Пятый вариант (пока последний?), когда директор соответствует требования по пп. «ф» п. 1 ст. 23 Закона о государственной регистрации, когда он – кто-то из следующих лиц:
- владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц;
- имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;
- являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;
- являющихся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющими не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом "в" или "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.
В первом и втором случае в ЕГРЮЛ будет зафиксировано, что запись о недостоверности была внесена по инициативе самого директора. В остальных особых пометок стоять не будет, но осведомленные будут понимать, что явилось причиной недостоверности (по крайней мере, проверить эти обстоятельства при необходимости будет возможно).
Но бывают ситуации, когда появляется контрагент, которого мы проверяем через коммерческие системы (Спарк, Контур, что-то другое). Видим: сведения о директоре недостоверны. Один клик по ФИО директора и перед нами высвечивается список юридических лиц, где этот человек когда-либо был замечен.
Все юридические лица чистые, ни одно из них не исключено из ЕГРЮЛ по инициативе налоговой, дисквалификация отсутствует. Возникает вопрос, что в данном случае является основанием для внесения сведений о недостоверности?
Сотрудники контрагента уверенно говорят, что директор жив, здоров и документы подписывает. Что тогда? В чем причина? Выясняем. Продолжение следует…