Бизнес-консультант, Практикующий юрист
Посты
94
Лайки
378

Ужесточение «антиотмывочного» законодательства: прогноз на 2020 год

  • 17 декабря 2019 в 10:22
  • 2.7К
  • 7
  • 2

    Здравствуйте, коллеги и читатели!

    В конце 2019 года FATF было проведено ряд пленарных заседаний, одной из важнейших тем которых, как обычно, была разработка мероприятий по противодействию отмыванию денег. На одном из данных заседаний было озвучено, что выявлен излишний либерализм в работе России по направлению противодействия отмыванию денег. При этом, все-таки в FATF указали на высокий уровень соответствия России требованиям и стандартам организации (к слову, такой уровень соответствия имеют еще восемь стран-членов FATF).

    Но, несмотря на это, есть и ряд замечаний. Наиболее важные из них:

    • недостаточное качество работы по выявлению бенефициаров компаний-банковских клиентов при использовании альтернативных ЕГРЮЛ источников информации;
    • слишком доверительное отношение к информации о бенефициарах, которую предоставляют клиенты.

    На сегодняшний день идет разработка «дорожной карты» по устранению недостатков, реализация мероприятий которой планируется уже на 2020 год.

    Банкам будет необходимо более тщательно выявлять бенефициаров своих клиентов, скажем так: «выворачивать их наизнанку», и это при том, что помимо имплементации требований FATF, наше Правительство и регулятор активно продолжают политику «обеления» экономики. А что это значит? А то, что это не сулит бизнесу ничего хорошего и следует ожидать очередного ужесточения «антиотмывочного» законодательства и появления дополнительных требований со стороны банков, как в части требований FATF, так и в части борьбы с наличным оборотом.

    Итак, с учетом требований FATF и в купе с нашей объективной «антиобнальной» реальностью попробуем спрогнозировать, чего нам ждать в следующем году. 

    Прогноз:

    1) Банки будут отслеживать всю цепочку платежей с целью установления бенефициара «транзитных операций». В случае установления признаков возможного «транзита» для начала клиенту предложат не работать с неблагонадежным контрагентом или откажут в проведении операции и как это бывает заблокируют счет. При наличии же серьезных сомнений банки не будут ограничиваться указанными мерами и буду передавать данную информацию в соответствующие правоохранительные органы.

    2) Банки должны будут более внимательно будут проверять документы, удостоверенные нотариусами. В частности, под сомнение будет ставиться реальность обязательств между должниками и кредиторами, которая удостоверена нотариусами. 

    К слову, такую реальность должны будут проверять и сами нотариусы (по данным СМИ подготовкой подобных поправок уже занимается Министерство юстиции РФ). Почему внимание акцентируется на банках, потому, что одновременно с принятием соответствующих поправок ЦБ должна быть принята соответствующая нормативная база.

    В качестве комментария добавлю, что здесь стоит иметь ввиду, что с учетом того, что исполнительная надпись нотариуса имеет статус исполнительного документа, и отказ банка проводить операцию по исполнительному документу карается штрафом, то «обналищики» используют данную схему.

    3) Аналогично нотариальным схемам будет складываться, и ситуация с «обналичиванием» через судебные акты и через судебных приставов. Здесь все достаточно просто и на лицо попытка пресечь придание законной силы взысканию «рисованных» долгов, например, вексельной задолженности.

    В качестве ремарки: На своей практике неоднократно сталкивался, когда суд (Арбитражный суд города Москвы) привлекал Росфинмониторинг в качестве третьего лица.

    4) Банки с подачи регулятора будут продолжать разработку и внедрение систем блокчейн-комплаенса в отношении цифровых децентрализованных финансовых активов (ЦДФА, они же криптовалюты) и операций с ними. Регулятор данную позицию высказывал достаточно давно, но с учетом недавнего вступления в силу поправок о цифровых правах и с учетом того, что ожидается принятие закона о цифровых финансовых активах, то изменения 115-ФЗ в части ужесточения контроля при совершении операций с цифровыми децентрализованными финансовыми активами не заставят себя долго ждать и соответственно смарт-контракты участников рынка также могут оказаться под прицелом финмониторинга и финтех-служб банков.

    На самом деле все будет куда сложнее и возможных изменений в «антиотмывочном» законодательстве будет куда больше и остаётся только «в ожидании чуда» молча наблюдать за этим. Соглашусь с позицией коллеги, что финмониторинг всегда прав. И если учитывать эту позицию, то быть готовыми к данной трансформации «антиотмывочного» законодательства надо уже сейчас.

    P.S. или немного «оптимизма»: Данный прогноз лишь маленькая попытка объять необъятное, поэтому все то, что случится в ближайшем будущем будет намного хуже, чем мы это можем себе представить.

    Добавить
    Бизнес-консультант, Практикующий юрист
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:
    Насчет "будет хуже" - верно на 1000 %.Особенно с учетом того, что в большинстве случаев заниматься кровопусканием будут не обезображенные интеллектом граждане.  :(
    18 декабря 2019 в 15:561

    Сообщение от LegO NSK

    «кровопусканием будут не обезображенные интеллектом граждане.»

    Вот это точно 1000 %, в этом-то и вся беда
    15 января 2020 в 12:39

    Прямой эфир

    Nick19862 ноября 2024 в 13:19
    Как получить специальное разрешение Президента РФ на сделку с недружественным лицом
    Андреев Николай31 октября 2024 в 9:09
    Смена наименования, подача в Федресурс, пп. «ф»: интересное из чата