Хозяйственные общества нередко сравнивают с «маленькими государствами». И как в идеальном демократическом государстве есть разделение властей и система сдержек и противовесов, так и в хозяйственном обществе могут функционировать «ветви власти», которым предоставлены механизмы воздействия друг на друга. Ниже поговорим о таком органе управления как совет директоров.
Согласно нормам действующего законодательства совет директоров – это коллегиальный орган управления хозяйственным обществом, контролирующий деятельность исполнительных органов, а также выполняющий ряд иных функций, формирование которого для некоторых организаций является обязательным, а для иных – опциональным.
К слову, ГК термин «совет директоров» не использует, говоря о «наблюдательном или ином совете» (например, в п. 3 ст. 65.3 «сентябрьской» редакции). Отсутствие четкого перечня названий данного органа в ГК наталкивает на мысль о том, что в уставе можно написать что угодно («совет старейшин», «экспертный совет» и так далее, пока не иссякнет фантазия). Однако все же стоит помнить, что Законам об АО и ООО знакомы только два варианта: либо совет директоров, либо наблюдательный совет. При разработке устава организации желательно сразу же определиться, какой термин ближе участникам (акционерам), чтоб избежать маловероятной, но все же возможной путаницы, когда в одном документе будет указано, например, «Решение совета директоров», а в другом – «Протокол заседания наблюдательного совета».
В силу закона необходимо избрание совета директоров в открытых АО (по терминологии «сентябрьской» редакции ГК - публичных).
В АО с количеством акционеров менее 50 (тех, которые сейчас именуются закрытыми), функции совета директоров могут быть переданы общему собранию акционеров. Если компания решила пойти по такому пути, желательно все же предусмотреть в уставе перечень полномочий совета директоров и указать, что данные полномочия переданы общему собранию (или единственному акционеру, если это применимо). Кроме того, необходимо включить в устав указание на то, какое именно лицо или орган будет в таком случае заниматься организацией общего собрания (принимать решение о его проведении, утверждать повестку дня). Существует позиция, согласно которой передать эти функции генеральному директору нельзя в силу положений п. 2 ст. 65 Закона об АО, запрещающей передачу вопросов, подлежащих разрешению на заседании совета директоров, исполнительному органу компании. В связи с этим существует практика создания специального органа, ответственного за организацию собрания акционеров, например, корпоративного секретаря. В обществах с ограниченной ответственностью такой вопрос не встает, т.к. в таких организациях, по общему правилу, собрания созывает именно исполнительный орган.
Минимальный количественный состав совета директоров различается в зависимости от вида хозяйственного общества:
В открытых (скоро – публичных) АО совет директоров должен состоять минимум из 5 членов, если акционеров (с голосующими акциями) более 1 тысячи – 7 членов, если акционеров более 10 тысяч – 9 членов.
На закрытые (будущие непубличные) АО распространяется действие положений п. 3 ст. 66 Закона об АО, согласно которой в совете директоров может быть минимум 5 человек.
Закон об ООО требований к количественному составу совета директоров не содержит, однако логика подсказывает, что коллегиальный орган не может состоять менее чем из двух членов (как-то встречала вопрос: «Может ли совет директоров состоять из одного человека?»).
Закон об акционерных обществах содержит императивные правила, касающиеся избрания членов совета директоров (в ООО порядок голосования по кандидатурам устанавливается в уставе общества): избрание членов коллегиального органа должно проводиться кумулятивным голосованием. Такой тип подачи голосов предполагает следующее: число голосов каждого акционера умножается на количество вакантных мест в совете директоров, после чего определенное таким образом количество голосов акционер может распределить по своему усмотрению – отдать одному кандидату, разделить между несколькими (надо сказать, что закон варианта «ни отдать голоса никому» не содержит, но исходя из общей логики норм о возможности обжалования решений (обжаловать можно те, где голосовал против или не голосовал вовсе), можно предположить правомерность выражения воли акционера в ходе кумулятивного голосованием в виде голосования «против всех»).
Процедура избрания совета директоров предопределяет необходимость возможности выбора как такового: число кандидатур, строго говоря, должно превышать количество вакантных мест. На практике на такие тонкости чаще всего закрывают глаза и не утруждаются внесением «технической» кандидатуры.
Надо сказать, что хотя нередко членами коллегиального органа являются акционеры (участники) общества, наличие акций (доли в уставном капитале) не является обязательным требованием к кандидатуре: напротив, иногда в состав органа специально вводят «независимых» директоров, которые являются специалистами в той или иной сфере, либо обладают ценными связями, имеют устойчивую репутацию в деловых кругах и т.п.
Закон об АО предусматривает, что в случае формирования в обществе коллегиального органа управления, его возглавляет избираемый из числа его членов председатель совета директоров (иногда именуемый президентом совета директоров), для которого в уставе возможно предусмотреть право решающего голоса на заседании коллегии директоров (в случае равенства голосов при разрешении какого-либо вопроса).
Кворум на заседании совета директоров в АО составляет – в силу закона – не менее половины от числа избранных членов (п. 3 ст. 68 Закона об АО), в ООО данный вопрос также должен быть решен в уставе. Принятые по повестке дня решения оформляются в виде протокола совета директоров.
В ситуации, когда по какой-либо причине состав совета директоров утрачивает более половины членов, единственным полномочием и обязанностью органа становится проведение внеочередного собрания акционеров для формирования коллегиального органа управления в новом составе (это справедливо опять же именно для акционерных обществ, законом об ООО данные вопросы практически не урегулированы).
Как это ни странно, даже у вполне успешных «акул бизнеса» иногда возникает терминологическая путаница: нередко думают, что член совета директоров – это то же самое, что и заместитель генерального директора. Это не совсем верно, хотя одно и то же лицо в обществе может сочетать эти два статуса. Но если заместители ген. директора (разнообразные коммерческие, исполнительные директора, директора по рекламе, связям с общественностью, маркетингу и т.п. и т.д.) – штатные сотрудники организации, назначаемые и увольняемые по общим правилам трудового законодательства, то статус членов коллегиального органа сложнее. Одно из различий – в то время как труд работника компании должен быть оплачен, участникам собраний совета директоров вознаграждение выплачивается, если об этом было принято соответствующее решение общего собрания акционеров (участников).
Поскольку полномочия совета директоров могут быть достаточно объемными и их решения могут порождать для общества серьезные последствия, законодательство предусматривает возможность обжалования данных решений, а также привлечения членов органа управления к ответственности.
В крупных серьезных корпорациях совет директоров становится важным элементом системы управления, позволяющим ограничивать свободу генерального директора, отражающим волю акционеров.
В то же время, в небольших компаниях возникают курьезные ситуации, когда при регистрации в уставе предусматривается необходимость избрания коллегиального органа управления, но самого избрания не происходит. Сложности возникают, когда общество сталкивается с решением вопросов, относящихся к повестке дня совета директоров в силу закона и/или устава.