Привет, Регфорум!
Безусловно, в процессе сдачи недвижимого имущества образовательные учреждения должны руководствоваться и нормативно-правовыми актами, используемые и иными субъектами, однако сдача в аренду недвижимого имущества образовательными учреждениями все же имеет свои особенности, о которых речь пойдет ниже.
В соответствии с ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
На основании ч. 3.2. ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения этих договоров с:
Порядок заключения образовательными учреждениями договоров аренды с вышеуказанными организациями установлен Правилами заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями. бюджетных и автономных научных учреждений (далее — "Правила"). Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2011 № 677 (находится во вложении).
Согласно п. 2 Правил, хозяйственное общество направляет в учреждение заявку о необходимости заключения договора (далее — заявка), содержащую следующие сведения:
а) потребность хозяйственного общества в имуществе;
б) количество новых технологий, планируемых к получению при применении (внедрении) хозяйственным обществом результатов интеллектуальной деятельности за 5 лет;
в) объем научно-технической продукции и количество новых (инновационных) продуктов и высокотехнологичных услуг, которые планируется произвести (оказать) хозяйственным обществом за 5 лет (в стоимостных показателях и единицах соответственно).
Учреждение в течение 10 рабочих дней с момента регистрации заявки направляет в адрес хозяйственного общества ответ, содержащий информацию о наличии либо отсутствии имущества, которое может быть передано в аренду хозяйственному обществу, а также свое решение о направлении заявки на согласование своему учредителю.
Учредитель рассматривает поступившую заявку в течение 15 рабочих дней с момента ее получения, но в случае если им было запрошено пояснение к поступившей заявке, то срок рассмотрения заявки продлевается на 30 рабочих дней.
Как следует из п. 9 Правил, если учредителем по результатам рассмотрения обращения и документов, и пояснений к ним (при их наличии) принято решение о возможности передачи имущества в аренду хозяйственному обществу, учредитель обязан в течение 10 рабочих дней в письменной форме уведомить учреждение о направлении его обращения на согласование в следующие органы по управлению имуществом:
а) в отношении федерального имущества — в федеральный орган исполнительной власти, который в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа, от имени Российской Федерации осуществляет права собственника имущества;
б) в отношении государственного имущества субъектов Российской Федерации — в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа, от имени субъекта Российской Федерации осуществляет права собственника имущества;
в) в отношении муниципального имущества — в уполномоченный орган по управлению муниципальным имуществом, который в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа, от имени муниципального образования осуществляет права собственника имущества.
Орган по управлению имуществом рассматривает в течение 15 рабочих дней поступившее обращение и затем согласовывает его либо направляет учредителю мотивированный отказ для согласования. Основаниями для отказа являются непредставление необходимого комплекта документов либо наличие ограничений (обременений) прав на имущество, предлагаемое к передаче в аренду.
В случае непоступления от органа по управлению имуществом ответа на письмо в течение 30 дней со дня его направления письмо считается согласованным.
Учредитель в течение 5 рабочих дней после получения ответа от органа по управлению имуществом или по истечении 30 дней со дня направления своего письма (в случае непоступления ответа) информирует учреждение о результатах рассмотрения органом по управлению имуществом письма путем направления учреждению решения о согласовании обращения или об отказе в согласовании.
После получения согласования в порядке, указанном выше, Учреждение имеет право на заключение договора аренды с хозяйственным обществом.
В соответствии с п. 18 Правил, при заключении договора в отношении федерального имущества размер и порядок внесения арендной платы устанавливаются с соблюдением следующих условий:
а) в первый год аренды — 40 процентов размера арендной платы;
б) во второй год аренды — 60 процентов размера арендной платы;
в) в третий год аренды — 80 процентов размера арендной платы;
г) в четвертый год аренды и далее — 100 процентов размера арендной платы.
После заключения договора аренды Учреждение обязано уведомить о данном факте учредителя и орган по управлению имуществом.
Учреждение также обязано осуществлять контроль за целевым использованием переданного в аренду имущества. В случае нарушения порядка использования имущества учреждение обязано принять меры по устранению подобных нарушений, а в случае невозможности — расторгнуть договор в соответствии с действующим законодательством.
В случае расторжения договора аренды учреждение в течение 10 дней уведомляет учредителя и орган по управлению имуществом о расторжении договора с указанием оснований его расторжения.
Помимо вышеуказанной возможности заключения договора аренды без проведения соответствующей конкурентной процедуры с определенными организациями, существует еще одна особенность заключения договора аренды государственным или муниципальным образовательным учреждением.
На основании ч. 4 ст. 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.06.1998 № 124-ФЗ, если государственная или муниципальная организация, образующая социальную инфраструктуру для детей, сдает в аренду закрепленные за ней объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем в порядке, оценка последствий заключения такого договора для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания. Договор аренды не может заключаться, если в результате проведенной оценки последствий его заключения установлена возможность ухудшения указанных условий.
Благодарю всех за внимание и до новых встреч!
Другие публикации автора: