Здравствуй, Регфорум! Бюджетный комитет Государственной Думы возобновил работу над законопроектом № 529775-6 о необоснованной налоговой выгоде. Документ был принят в первом чтении весной 2015 года. В законопроекте прописаны понятия презумпции добросовестности налогоплательщика и злоупотребления правом, определены критерии необоснованной налоговой выгоды и рамки для налоговых органов по ограничению прав недобросовестных налогоплательщиков.
Такой законопроект наделал много шума в 2015 году, но сегодня, я полагаю, он немного запоздал. Налоговые инспекторы уже делают то, что предлагают закрепить в законопроекте, а именно:
«На данный момент законопроектом предлагается закрепить в НК нормы, согласно которым не смогут являться основанием для вычетов НДС и учета расходов соответственно счета-фактуры и документы, служащие для подтверждения расходов:
- подписанных неуполномоченным либо неустановленным лицом;
- выставленных (подписанных) лицом, которое не осуществило реализацию товаров (выполнение работ, оказание услуг), передачу имущественных прав. Исключение составят случаи, когда исполнение обязательств в соответствии с законодательством РФ или с условиями договора может быть возложено на третье лицо, либо в случаях исполнения обязательства на основе договора комиссии, агентского договора (предусматривающего исполнение от имени агента). В целях НДС среди исключений также счета-фактуры по договорам транспортной экспедиции и при выполнении функций застройщика».
Только сейчас налоговики используют в связке, например, в отношении отказов в вычетах по НДС в части подписей:
— нарушение п. 6 ст. 169 НК РФ (гласящий о том, что счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации, а также иными лицами уполномоченными на то приказом (иным распорядительным документом) по организации или доверенностью от имени организации),
В отношении расходов по прибыли в части подписей на первичных документах:
— нарушение ст. 252 и 313 НК РФ и Закона "О бухгалтерском учете", а также различные судебные акты КС и ВАС, в частности ПП ВАС от 12.10.2006 г. № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды".
Возврат к рассмотрению этого законопроекта и его принятие в целом негативно отразится на бизнесе, так как в свои руки налоговики получат еще один инструмент, который обернут против бизнеса, но на пользу пополнения бюджета.
Обещания разработчиков законопроекта, что он поможет защитить налогоплательщиков, надлежащим образом исполняющих обязанности по уплате налогов, на мой взгляд, вряд ли осуществимы в сегодняшней экономической ситуации в России.