Управляющий
ПР
Посты
20
Лайки
236

За что государственные органы могут принудительно ликвидировать компанию

  • 22 марта 2017 в 13:38
  • 6.2К
  • 13
  • 1
  • Пост актуален в 2024 году

Внимание!

Получите ответы на вопросы по ликвидации и реорганизации ЮЛ и прекращению деятельности ИП в телеграм-чате Регфорума.
Перейти в чат: https://t.me/likv_regforum

    Здравствуй, Регфорум! Ликвидация юрлиц в судебном порядке за грубые нарушения при создании и функционировании – один из способов санации ЕГРЮЛ, который активно применяют в первую очередь налоговые органы. Но далеко не каждая компания готова прекратить свое существование по требованию госоргана.

    В этом посте предлагаю рассмотреть серьезные нарушения, за которые можно исключить из ЕГРЮЛ действующую компанию, как суды оценивают серьезность нарушения и что может предпринять юрлицо в такой ситуации.

    Общие основания принудительной ликвидации

    Общие основания принудительной ликвидации за нарушения установлены в п. 1 и п. 3 ч. 3 ст. 61 ГК РФ:

    • признание регистрации юрлица недействительной, в том числе в связи с грубыми нарушениями закона при его создании, если нарушения невозможно устранить;
    • ведение юрлицом противозаконной, антиконституционной деятельности, совершение неоднократных и серьезных нарушений  норм права.

    Другие (специфические) основания судебной ликвидации указаны в п. 2 и 4 ч. 3 ст. 61 ГК РФ: отсутствие лицензии, членства в СРО, внеуставная деятельность благотворительных фондов, общественных организаций. В данной статье мы не будем затрагивать эти основания.

    С иском о принудительном упразднении юрлица по общим основаниям могут обратиться государственные и муниципальные органы в зависимости от их сферы регулирования. Это в первую очередь ФНС (ч. 2 ст. 25 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ), но истцами могут быть и другие органы: антимонопольная служба (ч. 1 ст. 34 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ), госжилинспекция (п. 2 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ) и т.д.

    Поскольку принудительная ликвидация возможна только через суд, ключевое значение в оценке нарушений и возможности их устранения имеет судебная практика. Рассмотрим несколько характерных случаев.

    Нарушения, связанные с адресом юридического лица

    Постановление Второго ААС от 23.09.2015 № 02АП-5183/2015 по делу № А28-159/2015

    ИФНС установила, что общество не находится по адресу, указанному при регистрации. Инспекторы обследовали здание, указанное в качестве адреса, и не обнаружили там компанию. Допросили собственника здания, который подтвердил, что сдавал его в аренду юрлицу, но потом договор был расторгнут, организация в здании уже не находится.

    Поскольку общество сдавало отчетность, налоговики не могли признать его недействующим и исключить из ЕГРЮЛ. Поэтому инспекция обратилась с иском об упразднении общества в связи с грубыми нарушениями (п. 3 ч. 3 ст. 61 ГК РФ): компания не сообщила свой новый адрес, допустив существование в ЕГРЮЛ недостоверных сведений. Суд предпринял все возможные меры для поиска юрлица: известил и организацию, и единственного учредителя по нескольким адресам, но безрезультатно. В итоге суду ничего не оставалось, как ликвидировать юрлицо.

    Постановление Седьмого ААС от 29.02.2016 № 07АП-12821/2015 по делу № А45-11275/2015

    В этом деле ликвидируемое общество заняло активную позицию. Организация работала по месту своего обособленного подразделения. Налоговый орган выходил с проверкой и зафиксировал отсутствие организации по адресу регистрации, опросил собственника квартиры, где зарегистрировано общества. Владелец квартиры отказался предоставлять информацию. Инспекция рекомендовало обществу внести изменения в ЕГРЮЛ в отношении адреса, но компания этого не сделала, никак не объяснив причины бездействия учредителя. В арбитраж явился представитель обособленного подразделения компании и утверждал, что подразделение не может повлиять на головную организацию и заставить ее внести сведения в ЕГРЮЛ, а активное функционирование организации (в лице подразделения) не дает оснований ее ликвидировать. Но, несмотря на эти доводы, суд удовлетворил иск о ликвидации общества.

    Постановление Десятого ААС от 13.09.2016 № 10АП-11140/2016 по делу № А41-16823/16

    В этом деле ИФНС установила отсутствие общества по адресу регистрации и обратилась в арбитраж о его ликвидации. Суд первой инстанции решил общество ликвидировать, посчитав недостоверные сведения об адресе существенным нарушением. При этом инспекция и суд не предлагали юрлицу внести актуальную информацию в ЕГРЮЛ. Общество это сделало по своей инициативе после вынесения решения. Апелляция решение отменила, поскольку компании не предлагалось сообщить свой новый адрес, к тому же ответчик сам это сделал. Апелляционный суд указал, что нельзя ликвидировать компанию только по формальным причинам, и в данном случае нарушение было вполне устранимо, что организация и продемонстрировала своим поведением.

    Ликвидация из-за уменьшения чистых активов не удалась: Постановление Арбитражного суда Московского округа от 30.07.2015 № Ф05-9431/2015 по делу № А41-74388/14

    ИФНС пыталась упразднить юрлицо по той причине, что его чистые активы приобрели отрицательное значение, а уставный капитал при этом составлял 100 000 рублей. Формально говоря, в соответствии с ч. 4 ст. 90 ГК РФ это являлось нарушением и основанием для судебной ликвидации компании. Но суды трех инстанций отказали инспекции в требованиях и не стали ликвидировать общество, поскольку оно являлось действующим юрлицом, не имело задолженности, вело хозяйственную деятельность. Суды указали, что нельзя ликвидировать компанию  только по этому формальному основанию.

    Постановление Пятнадцатого ААС от 15.08.2016 № 15АП-10849/2016 по делу № А32-4235/2016

    Суд отметил, что отрицательные чистые активы дают учредителям общества повод принять меры по улучшению финансового положения компании. Поэтому такое формальное нарушение (при отсутствии долгов по обязательным платежам и перед кредиторам) вполне устранимо и не может быть единственным поводом к судебной ликвидации.

    Как уберечь компанию от принудительной ликвидации?

    В первую очередь следует уделять внимание взаимодействию с налоговым органом при смене адреса. Даже если организация переехала, не изменив юридический адрес, лучше сделать это с опозданием, чем подвергнуть компанию угрозе исчезновения. Большой риск в том, что ИФНС может обратиться в суд, а общество об этом и не узнает по новому адресу. Когда дело уже дошло до судебного разбирательства, компании нужно как можно скорее подать сведения о регистрации по новому месту нахождения.

    Стоит позаботиться о компании и при отрицательной величине чистых активов. Только по этой причине суд не прекратит существование юрлица. Но если появится задолженность перед бюджетом или другие нарушения правовых норм, суд может учесть эти факторы в совокупности и ликвидировать организацию.

    Интересен случай с ликвидацией общества из-за массового присоединения других юрлиц. Очевидно, что дело там было нечисто и таким способом заметались следы отмывочных схем или тому подобных махинаций с использованием однодневок. Но настораживает применение судом сразу нескольких оценочных понятий: «злоупотребление правом», «разумная реорганизация», «пренебрежительное отношение к функциям контролирующих органов». Поэтому даже добросовестным компаниям следует внимательно относиться к взаимодействию с контролирующими органами: своевременно предоставлять отчетность, отвечать на запросы, не допускать долгов по налогам и обязательным взносам.

    Добавить
    Управляющий
    ПР
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:
    Спасибо за интересную статью. Интересно, а будет ли являться основанием для принудительной ликвидации отсутствие оплаты уставного капитала при создании Общества?
    6 апреля 2017 в 5:45

    Прямой эфир

    Андреев Николайсегодня в 9:40
    Какое значение ставить в Р15016, если заявитель — нотариус
    ooz20 сентября 2024 в 19:02
    Новые правила аккредитации иностранных представительств и филиалов в 2015 году: продолжение