Спасибо за статью, буду ждать когда акционеры вымрут.
Здравствуй, Регфорум!
Как писал классик, «Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус!». Как результат такого фокуса наследники (иногда даже весьма солидных активов) рискуют столкнуться с рядом проблем и подводных камней в процессе урегулирования приземленных имущественных вопросов.
Процесс наследования акций наглядно демонстрирует, что владение ценными бумагами компании не идентично владению ее активами. За время, которое проходит с момента смерти акционера и до момента, когда его наследник получает возможность пользоваться вытекающими из владения унаследованными акциями правами, эти самые права наследника могут быть существенно нарушены другими акционерами или менеджментом компании – отчуждены активы, «размыты» акции, снят/поставлен нужный директор и т.п.
Одна из проблем, с которой наследники могут столкнуться с самого начала – установление самого факта наличия акций, если они являются бездокументарными и есть отсутствуют какие-либо подтверждающие их существование документы (сертификаты и т.п.). В такой ситуации наследникам и нотариусу приходится запрашивать необходимые сведения у реестродержателя. Это приводит к дополнительному расходу времени (иногда – специально затягиваемому реестродержателем). В ситуациях же, когда у есть риск нарушения прав наследников, время является серьезным фактором.
ФЗ «Об акционерных обществах» (от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ) вопрос наследования акций в АО обходит вежливым молчанием. Гражданский Кодекс РФ (ч. 3) отводит данной теме п. 3 ст. 1176: «в состав наследства участника акционерного общества входят принадлежащие ему акции и наследники, к которым они перешли, становятся участниками акционерного общества».
Согласно общим положениям о наследовании наследственное имущество (имущество умершего, принадлежащее ему на день открытия наследства, т.е. в подавляющем количестве случаев – на день смерти) переходит к наследникам в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент. Существенно, что принятое наследство считается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени фактического принятия, момента государственной регистрации прав, даты выдачи нотариусом необходимых бумаг и т.п. (ст. 1152). Таким образом, по мнению ГК РФ, наследственное имущество не должно – даже на время – «повисать в воздухе» и находиться в «ничейном статусе» (как у другого уже почти классика было: «Так не бывает, чтоб дети сами по себе были. Дети обязательно чьи-нибудь!» – тоже самое и с наследственным имуществом).
Но, как это нередко бывает, то ли одна рука не помнит, что делает другая, то ли законодатель специально предусмотрел, чтоб специальный закон в конкретной ситуации все усложнил по сравнению с общим порядком, – с акциями все по-другому.
В соответствии со ст. 29 ФЗ «О рынке ценных бумаг» (от 22.04.1996 №39-ФЗ) права на именные бездокументарные ценные бумаги (а именно в таком виде в подавляющем большинстве случаев выпускаются акции АО) переходят к приобретателю в случае учета прав на ценные бумаги в реестре с момента внесения приходной записи по лицевому счету приобретателя. Права, закрепленные эмиссионной ценной бумагой, переходят к их приобретателю с момента перехода прав на эту ценную бумагу. Для внесения сведений о наследнике в реестр общества наследник обязан предоставить реестродержателю ряд документов, основным из которых – в контексте нашей темы – будет свидетельство о праве на наследство, выданное нотариусом. Данное свидетельство по общему правилу ст. 1163 ГК РФ наследник может получить в любое время по истечению шести месяцев со дня открытия наследства. Таким образом, наследуемые акции оказываются, по сути, в том самом «подвешенном» состоянии.
По действующим нормам (ст. 51 ФЗ «Об АО», Дополнительные требования к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров (Приказ ФСФР от 02.02.2012 № 12-6/пз-н)) список лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, составляется на основании данных реестра акционеров общества. Таким образом, АО не обязано будет приглашать наследников умершего акционера на собрания, которые будут проводится до момента внесения сведений о наследнике в реестр. Причем даже если по доброй воле такие наследники, не получившие свидетельства о наследстве и «не известные» реестру, на собрание будут приглашены, голосовать по вопросам повестки для они не смогут.
Путь, позволяющий предоставить дополнительную защиту интересам наследников, – учреждение доверительного управления акциями на период до получения наследниками свидетельств о наследстве (ст. 1173). В такой ситуации в качестве учредителя ДУ при заключении договора о ДУ будет выступать нотариус. Сведения о том, что акции находятся в доверительном управлении, должны быть незамедлительно сообщены (с приложением всех необходимых документов) реестродержателю и внесены в реестр. Доверительным управляющим может выступать ИП, коммерческая организация, а также в силу специфики ситуации – просто дееспособный гражданин или некоммерческая организация, кроме учреждения (ст. 1015, ст. 1026 ГК РФ).
Резюме:
Коллеги! Прошу делиться соображениями и опытом по теме.
По смерти участника ООО есть отдельная публикация.
Интересно, а если нет наследников? Кто и куда должен бежать?
Николай, не могу не сослаться на вашу же статью -- http://regforum.ru/posts/965_dolya_v_ooo_kak_vymorochnoe_imuschestvo/
Хотя, признаюсь честно, у меня до сих пор остаются вопросы о том, кто же ОБЯЗАН сообщить нотариусу об имуществе, которое окажется выморочным. Ведь в ОАО с множеством миноритариев ген.дир может и не уследить за тем, все ли в добром здравии и у всех ли почивших есть наследники.
Пожалуйста ;) буду рада, если информация окажется полезной, хотя по-человечески хочется пожелать, чтоб сами такие проблемы возникали пореже.