Посты
111
Лайки

Новая редакция закона о гособоронзаказе: проблемы реализации

  • 14 декабря 2015 в 9:40
  • 28К
  • 6
  • 4

    В этом году вступили в силу (во всяком случае, для заказов Минобороны) изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", внесённые Федеральным законом от 29.06.2015 г. № 159-ФЗ. Изменений — целый пакет. Все вроде бы умные. Продуманные. И цель благородная: чтобы не крали!

    А для начала — немного истории:

    — Продайте нам йогурты! Умоляю! Студенты требуют йогурты!

    — При всём уважении: мне оно надо? С вашей бюрократией связываться – себе дороже.

    Умоляющий в этом диалоге – я. Давным-давно. В роли руководителя юридической службы (отвечающей, по совместительству, за закупки) уважаемого ВУЗа. Упрашиваю знакомого предпринимателя участвовать в закупочной процедуре по новёхонькому тогда закону 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (ныне заменённому аналогичным 44-м). Йогуртов в студенческой столовой нет несколько месяцев. Мяса нет тоже: не можем купить. Никто не рвётся на наши торги. Слишком много хлопот. Слишком много бумаг. Слишком долго платятся деньги.

    Продайте нам металл! Умоляю! Для блага Родины!

    — Мы патриоты. Но поймите нас правильно…

    Как похож разговор! Только он, к сожалению, недавний. Подслушан на прошлой неделе. Металл – редкий, стратегический, нужен для танков. В ничтожных количествах — но непременно. Умоляет — представитель завода. Не продаёт – владелец маленькой фирмы. Всегда продавал. Добывал из какого-то вторсырья. Иначе бы — закупать за границей. В мощи Родины есть и его маленький вклад. Но…

    А в чём, собственно, «но»?

    Повторюсь: вступили в силу (пока - для заказов Минобороны) изменения в Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", внесённые Федеральным законом от 29.06.2015 г. № 159-ФЗ.

    Изменений целый пакет. Все вроде бы умные. Продуманные. И цель благородная: чтобы не крали!

    Ничего знакомого в этих словах не наблюдается? Ветераны госзакупок уже мысленно вздрогнули. Остальным – непременно заглянуть вот сюда.

    Что же в законе появилось такое, что от «оборонных» заказчиков стали шарахаться предприниматели? Давайте смотреть.

    1) Головного исполнителя (лицо, заключившее договор непосредственно с госзаказчиком), привлекаемых им исполнителей и исполнителей «второго уровня» (которых нанимают исполнители «первого уровня») всех вместе обозвали смешным словом «кооперация». Вся цепочка «кооперации» должна быть прозрачной. Заказчикам и ФАС (как контролирующему органу) предоставляется «кооперацией» масса информации, в том числе информация о затратах на исполнение.

    Вроде бы всё логично и ничего страшного. Если за спиной у «кооперации» — никаких офшоров, бояться нечего?

    Только вот в свете предоставления информации о затратах на исполнение в интереснейшем виде предстаёт ряд запретов (см. статью 8 закона 275-ФЗ в новой редакции) — вполне логичных и правильных с точки зрения государственной, разумеется.

    Нельзя включать что-либо лишнее в себестоимость, – говорит закон. «Значит, будут «резать» себестоимость на всём, на чём смогут», – делает вывод предприниматель. «Зачем вы отправили это автомобильным транспортом? Могли использовать железнодорожный. Разницу вычитаем!»

    Нельзя устанавливать цену выше рыночной, — говорит закон. «Найдут в Интернете самый дешёвый вариант — и срежут цену по нему», — понимает предприниматель.

    Нельзя тратить полученные по контракту деньги на цели, не связанные с выполнением государственного оборонного заказа, — говорит закон. Ясно: по кредиту из аванса не рассчитаешься.

    2) Каждому государственному контракту присваивается заказчиком идентификатор государственного контракта (указывается в контракте с головным исполнителем и во всех последующих контрактах с исполнителями). Так легче отслеживать. Ладно, это не страшно.

    3) Расчёты по госконтрактам с головным исполнителем, а также им (и исполнителями) с остальной «кооперацией» могут производиться только через уполномоченные банки. Выбирает банк головной исполнитель — из списка, исполнители сами выбирать не могут, за них выбрал головной исполнитель. Список банков – на сайте ЦБ РФ:

    № п/п

    Наименование банка

    1

    ОАО "АБ "РОССИЯ"

    2

    Банк ГПБ (АО)

    3

    Банк ВТБ (ПАО)

    4

    ПАО Сбербанк

    5

    АКБ "РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ" (ПАО)

    6

    АО АКБ "НОВИКОМБАНК"

    7

    ОАО "Банк Москвы"

    8

    АО "Россельхозбанк"

    9

    Государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)"

    А вот это серьёзно!

    Забудьте свои реквизиты в удобном банке через дорогу. На обычный расчётный счёт деньги не получить. На каждый контракт каждому члену «кооперации» нужен отдельный счёт и договор о банковском сопровождении с уполномоченным банком – тем самым, что выбрал головной исполнитель. Нет отделения в вашем городе? Не наши проблемы! С закрытием контракта закрывается и отдельный счёт. Контрактов много? Мелких? Поздравляем! Наймите кого-нибудь, чтобы жил в банке.

    4) Эти самые отдельные счета – под жёстким контролем банков и «под колпаком» у ФАС. Банк бдит: не крадёт ли клиент? И направляет всю информацию по счёту в единую информационную систему гособоронзаказа. Обозначается это действо не маргинальным словом «стучит», а интеллигентным термином «банковское сопровождение». Отдаёт тонким иезуитским юмором. К счастью, по крайней мере, денег за «банковское сопровождение» банки брать не имеют права – оно безвозмездное. И то хорошо. А вот «Камаз» документов запросить – чтобы побольше желающих за бесплатной «услугой» шло куда-нибудь в другой банк – это могут.

    5) По отдельным счетам можно совершать только строго определённый перечень операций (см. ст. 8.3. закона № 275-ФЗ в новой редакции). Открывает список дозволенного… уплата налогов и сборов. (Кто бы сомневался!) В остальном, главное слово в разрешительном списке – «после». Вывод прибыли (строго в установленном размере) – после исполнения госконтракта (и представления документального подтверждения исполнения банку). Возмещение затрат на исполнение – тоже после. Строго при условии подтверждения обоснованности фактических расходов. Правда — о чудо! — зарплату работникам всё-таки можно выплачивать по ходу работы. А то ведь они до полного исполнения госконтракта могут и с голоду помереть. И ещё — оплата «иных расходов» на сумму не более трех миллионов рублей в месяц дозволена. (Этот момент предлагаю запомнить.) В остальном – деньги с отдельного счёта можно направлять только на такие же отдельные счета (рассчитываться с исполнителями уровнем ниже, например). Тут-то и пригождается «сквозной» идентификатор контрактов внутри «кооперации» – чтобы банк разобрался. Идентификатор совпадает – деньги пошли. Отличается – платить нельзя.

    В ряде же случаев – просто «нельзя». Потому что мало списка разрешённого – есть и список запретов. Целый перечень операций, которые по отдельным счетам просто не допускаются (см. ст. 8.4. закона № 275-ФЗ). Пятнадцать пунктов. Зачёты, например, вне закона. Цессия. Выплаты по кредитам и исполнительным документам (кроме нескольких ничего не решающих исключений).

    В общем, деньги до закрытия контракта практически ни на что не использовать, даже если они получены. Банк блокирует любую не разрешённую операцию.

    6) ФАС добавили полномочий по контролю, выдаче предписаний и наложению штрафов. По требованию контролирующего органа, представлять надо ВСЁ. Вплоть до интимных фото («и иную охраняемую законом тайну, а также персональные данные»). Расписан порядок проверок и рассмотрения дел. Кстати, в КоАП закон № 159-ФЗ тоже добавил статей по ответственности для таких случаев. Заодно срок давности для рассмотрения дел данной категории установили — 3 года от нарушения (или от его обнаружения, если длящееся). Уйти от ответственности за истечением срока не получится.

    А теперь давайте ответим для себя на два вопроса.

    Первый – теперь уже риторический: почему честный предприниматель, имеющий альтернативу, с оборонным заказом связываться не рвётся? Даже если он трижды патриот.

    Потому что финансового стимула у него нет. Вроде бы деньги на счёте есть – а потратить нельзя. И не факт, что в итоге их вообще отдадут. Интересны ли они кому-нибудь в таком качестве?

    Бог с ними с деньгами? Мы за Родину? Так ведь и моральных стимулов нет. Жить всё время «под лупой» — вечно под подозрением? В законе ведь презумпция — ясная и недвусмысленная. «Все воры! Только мы вам украсть не дадим». А те, кто не воры? Я знаю этих людей – отнюдь не воров. Я с ними работаю. Им сейчас и невыгодно, и обидно.

    Второй вопрос – посложнее. Как заводам всё-таки продолжать делать танки? Ведь если крупные «головные исполнители» заказы по-прежнему принимают (куда они денутся), то их более мелкие поставщики и смежники – не хотят. Потому что открывать какой-то особенный счёт в невесть каком банке, чтобы продать на пятьсот рублей гаек (остро необходимых) или два кило редкого металла, смежникам вовсе не улыбается. А цепочки поставок в «оборонке» длинные, разветвлённые, с разделением труда ещё тем, советским, когда разные компоненты для очередного «изделия» делались по всей нашей великой стране.

    И вот тут все выкручиваются, кто как придумал. Одни тратят в месяц дозволенные три миллиона, проводя производственные расходы как «иные». Другие приняли на вооружение старый феодальный принцип «вассал моего вассала – не мой вассал». Головной исполнитель и исполнители первого и второго уровней заключают контракты по-новому, но ниже по цепочке эта практика не транслируется. Почему? Потому что творчески истолковали положения статьи 3 закона № 275-ФЗ: «В кооперацию входят головной исполнитель, заключающий государственный контракт с государственным заказчиком, исполнители, заключающие контракты с головным исполнителем, и исполнители, заключающие контракты с исполнителями». А дальше ничего ведь не сказано. Для всех очевидно, что это толкование ущербно, и что функции свои закон выполнит только при условии, что будет действовать для всей цепочки. Но как быть, если на предложение работать по-новому (тем более что в отношении контрактов для нужд Минобороны изменения, внесённые законом 159-ФЗ, действуют с 1 сентября 2015 года, даже если контракт заключён до этой даты, но платежи по нему не завершены) контрагенты отвечают твёрдым отказом?

    В итоге, пока что система функционирует по Салтыкову-Щедрину: суровость российских законов смягчается необязательностью их исполнения. Но с нового года, говорят, контролирующие органы перестанут взирать на происходящее сквозь пальцы. И этого момента все боятся. В первую очередь — те, кто реально работает. Потому что именно у них – самые большие шансы реально пострадать. Хотя они всё равно — за Родину.

    Другие публикации автора:

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Сам работал по новым правкам 275-ФЗ. 

    ИМХО, закон недоработан. 

    Из-за этих недоработак многие наши котрагенты отказались с нами работать и открывать счета в нужном нам банке (тем более у этого банка офис, который занимается открытием счетов и их сопровождением, находится только в СПб, то есть если вы, например, из Сахалина, то у Вас вряд ли появится желание ехать с кипой документов в СПб) 

    Но самая забавная позиция у власть имущих. Зам. министра обороны говорит: "назовите мне имена этих негодяев, которые ради страны не хотят счет открыть в нужном банке и соблюдать иные требования 275-ФЗ! Я с ними лично разберусь!". 

    14 декабря 2015 в 15:221

    А самое грустное - то, что учитывая оставленную "трёхмиллионную" лазейку, никаких сложностей для казнокрадов закон не создал. Им трёх миллионов в месяц, по большей части, хватит (реально крупных рыб в этом аквариуме не так много). А кто посолиднее - найдут другой способ. Трудности в основном возникают у честных людей. Вот они и шарахаются от государственных денег, как чёрт от ладана: себе дороже. Парадокс: если не завалят гособоронзаказ, то только благодаря тем, кто берёт на себя риск нарушать. И работать. Они же, в случае чего, показательно сядут за партию гаек. А потом (когда отсидят) закон усовершенствуют и совершённые ими деяния декриминализируют. (Помните, как ветеринаров за кетамин сажали?)

    В общем, срочно требуются как минимум разъяснения закона на уровне ФАС, учитывающие потребности практики. А потом и корректировка норм.

    14 декабря 2015 в 15:401

    Мы сами с этим законом и отдельными счетами сейчас мучаемся.

    Сами то счет открыли, а теперь пытаемся закупить оборудование, опять же, через эти отдельные счета. Доходит до смешного - оборудование у контрагентов есть, а продавать не хотят. Некоторые соглашаются, но с огромными уступками. В итоге один тип техники закупаем по всей стране. Фирм по всей стране много, отношений с ними настраивать становится тяжело. Всего не уследить, готовлюсь к "копеечным баданиям" в ближайшем бедующем.

    Это как ходить в 5000 купюрой - деньги есть, а далеко не всегда чего-то купить получится ;)

    14 декабря 2015 в 16:37
    Алексей Лисаченко, в соответствии с Федеральным ФЗ №275 и Приказом Министра обороны РФ №501 от 31.08.2015г. привлечение иностранного соисполнителя к выполнению работ в рамках государственного оборонного заказа возможна только после внесения их в «Перечень иностранных соисполнителей», утвержденного Министерством обороны РФ.  Нас привлекал главный исполнитель и мы привлекали еще одного иностранного соисполнителя. Главный исполнитель об этом знал, даже был подписан трехстороннее соглашение между нами, иностранным соисполнителем и главным исполнителем в 2014г. После вступления в силу новых правил, мы открыли спец счет, но главный исполнитель не включил иностранного соисполнителя в перечень иностранных соисполнителей. Главный Исполнитель говорит, что Госзаказ закрыт. Теперь мы хотим обратиться в ФАС с жалобой - по Вашему опыту, какие меры ФАС принимает?

                    

    1 июня 2017 в 15:53

    Прямой эфир

    Nick19862 ноября 2024 в 13:19
    Как получить специальное разрешение Президента РФ на сделку с недружественным лицом