Юрисконсульт
Посты
91
Лайки
170

Особенности сдачи в аренду недвижимого имущества государственными образовательными учреждениями

  • 21 января 2016 в 9:17
  • 12.7К
  • 4
  • 0

    Привет, Регфорум!

    Безусловно, в процессе сдачи недвижимого имущества образовательные учреждения должны руководствоваться и нормативно-правовыми актами, используемые и иными субъектами, однако сдача в аренду недвижимого имущества образовательными учреждениями все же имеет свои особенности, о которых речь пойдет ниже.

    В соответствии с ч. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.

    На основании ч. 3.2. ст. 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в случае заключения этих договоров с:

    1. Медицинскими организациями для охраны здоровья обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
    2. Организациями общественного питания для создания необходимых условий для организации питания обучающихся и работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
    3. Физкультурно-спортивными организациями для создания условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

    Порядок заключения образовательными учреждениями договоров аренды с вышеуказанными организациями установлен Правилами заключения договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных или муниципальных образовательных организаций, являющихся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями. бюджетных и автономных научных учреждений (далее — "Правила"). Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2011 № 677 (находится во вложении).

    Согласно п. 2 Правил, хозяйственное общество направляет в учреждение заявку о необходимости заключения договора (далее — заявка), содержащую следующие сведения:

    а) потребность хозяйственного общества в имуществе;

    б) количество новых технологий, планируемых к получению при применении (внедрении) хозяйственным обществом результатов интеллектуальной деятельности за 5 лет;

    в) объем научно-технической продукции и количество новых (инновационных) продуктов и высокотехнологичных услуг, которые планируется произвести (оказать) хозяйственным обществом за 5 лет (в стоимостных показателях и единицах соответственно).

    Учреждение в течение 10 рабочих дней с момента регистрации заявки направляет в адрес хозяйственного общества ответ, содержащий информацию о наличии либо отсутствии имущества, которое может быть передано в аренду хозяйственному обществу, а также свое решение о направлении заявки на согласование своему учредителю.

    Учредитель рассматривает поступившую заявку в течение 15 рабочих дней с момента ее получения, но в случае если им было запрошено пояснение к поступившей заявке, то срок рассмотрения заявки продлевается на 30 рабочих дней.

    Как следует из п. 9 Правил, если учредителем по результатам рассмотрения обращения и документов, и пояснений к ним (при их наличии) принято решение о возможности передачи имущества в аренду хозяйственному обществу, учредитель обязан в течение 10 рабочих дней в письменной форме уведомить учреждение о направлении его обращения на согласование в следующие органы по управлению имуществом:

    а) в отношении федерального имущества — в федеральный орган исполнительной власти, который в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа, от имени Российской Федерации осуществляет права собственника имущества;

    б) в отношении государственного имущества субъектов Российской Федерации — в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа, от имени субъекта Российской Федерации осуществляет права собственника имущества;

    в) в отношении муниципального имущества — в уполномоченный орган по управлению муниципальным имуществом, который в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этого органа, от имени муниципального образования осуществляет права собственника имущества.

    Орган по управлению имуществом рассматривает в течение 15 рабочих дней поступившее обращение и затем согласовывает его либо направляет учредителю мотивированный отказ для согласования. Основаниями для отказа являются непредставление необходимого комплекта документов либо наличие ограничений (обременений) прав на имущество, предлагаемое к передаче в аренду.

    В случае непоступления от органа по управлению имуществом ответа на письмо в течение 30 дней со дня его направления письмо считается согласованным.

     Учредитель в течение 5 рабочих дней после получения ответа от органа по управлению имуществом или по истечении 30 дней со дня направления своего письма (в случае непоступления ответа) информирует учреждение о результатах рассмотрения органом по управлению имуществом письма путем направления учреждению решения о согласовании обращения или об отказе в согласовании.

    После получения согласования в порядке, указанном выше, Учреждение имеет право на заключение договора аренды с хозяйственным обществом.

    В соответствии с п. 18 Правил, при заключении договора в отношении федерального имущества размер и порядок внесения арендной платы устанавливаются с соблюдением следующих условий:

    а) в первый год аренды — 40 процентов размера арендной платы;

    б) во второй год аренды — 60 процентов размера арендной платы;

    в) в третий год аренды — 80 процентов размера арендной платы;

    г) в четвертый год аренды и далее — 100 процентов размера арендной платы.

    После заключения договора аренды Учреждение обязано уведомить о данном факте учредителя и орган по управлению имуществом.

    Учреждение также обязано осуществлять контроль за целевым использованием переданного в аренду имущества. В случае нарушения порядка использования имущества учреждение обязано принять меры по устранению подобных нарушений, а в случае невозможности — расторгнуть договор в соответствии с действующим законодательством.

    В случае расторжения договора аренды учреждение в течение 10 дней уведомляет учредителя и орган по управлению имуществом о расторжении договора с указанием оснований его расторжения.

    Помимо вышеуказанной возможности заключения договора аренды без проведения соответствующей конкурентной процедуры с определенными организациями, существует еще одна особенность заключения договора аренды государственным или муниципальным образовательным учреждением.

    На основании ч. 4 ст. 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.06.1998 № 124-ФЗ,  если государственная или муниципальная организация, образующая социальную инфраструктуру для детей, сдает в аренду закрепленные за ней объекты собственности, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем в порядке, оценка последствий заключения такого договора для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания. Договор аренды не может заключаться, если в результате проведенной оценки последствий его заключения установлена возможность ухудшения указанных условий.

    Благодарю всех за внимание и до новых встреч!

    Другие публикации автора:

    Добавить
    Юрисконсульт
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:

    Прямой эфир

    Михаил22 апреля 2024 в 11:24
    Расчет сроков проведения общего собрания участников ООО: особенности применения ст. 191 и 193 ГК РФ
    Александр МИРОЛЮБОВ12 апреля 2024 в 11:22
    В онлайн-сервисе можно получить устав недействующей организации. Но, не всегда
    Андреев Николай5 апреля 2024 в 12:43
    Копию устава в налоговой планируют выдавать бесплатно в электронном виде
    Уолтер Собчак4 апреля 2024 в 13:10
    Минфин выпустил приказ о выдаче уставов в электронном виде