Добрый день, коллеги!
Делюсь с вами перечнем вопросов, входящих в компетенцию общего собрания участников обществ с ограниченной ответственностью. Я постаралась сделать полный перечень вопросов, упомянутых в ГК РФ и Федеральном законе «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Публикация обновлена
4 августа 2025 года
Зачем он нужен
При подготовке общего собрания или решения единственного участника перечень позволит быстро уточнить компетенцию ОСУ и проверить необходимый минимум голосов для принятия решений. Кроме того, он может пригодиться при редактировании или юридической экспертизе уставов ООО, для подготовки документов по корпоративным спорам.
Кстати, про компетенцию. ОСУ (и соответственно ЕУ) может принимать решения только по тем вопросам, которые прямо отнесены к его компетенции законами или уставом. Решения по остальным вопросам, которые не отнесены к компетенции какого-либо органа общества, должен принимать единоличный исполнительный орган (директор). Принимать решение с нарушением компетенции чревато признанием этого решения ничтожным. Поэтому перед собранием важно удостовериться, что ОСУ вообще может принимать решения по повестке дня.
Как организован перечень
Вопросы сгруппированы по темам. Я выделила ключевые слова жирным шрифтом, чтобы быстрее находить нужное. Указала источники в нормативной базе. Обозначила, относится ли вопрос к исключительной компетенции ОСУ или может быть передан другим органам. Указала минимальное количество голосов для принятия решения.
Получился достаточной большой блок вопросов, касающихся изменений в устав. Поэтому он разделен на подразделы. В этом блоке перечислены только те вопросы, которые прямо упоминаются в законах. Обычно это связано с особенностями принятия решения по вопросу. Например, требуется единогласие или голосование определенного участника «за».
Но, разумеется, участники вольны вносить в устав и любые другие изменения, не противоречащие закону. Они принимаются стандартными двумя третями голосов.
Не все формулировки вопросов дословно повторяют закон. Поэтому в работе советую всё-таки сверяться с нормативной базой. Благо, в статье все ссылки на законы активные.
Перечень актуален на дату публикации. Но я буду следить за изменениями и постараюсь оперативно корректировать статью.
В конце статьи перечислены особенности голосования на общем собрании и особенности подсчета голосов по разным вопросам и в разных ситуациях.
Перечень вопросов в формате pdf и таблицу с вопросами компетенции ОСУ для устава или корпоративного договора (в виде текстового файла) вы можете скачать на моём канале в телеграм.
Коллеги, буду рада вашим замечаниям и предложениям в комментариях.
Обратите внимание: вопросы об изменении наименования и места нахождения по Закону об ООО входят в исключительную компетенцию общего собрания, т к. связаны с внесением изменений в устав. Но если компания действует на основании типового устава, то теоретически эти вопросы можно отнести к компетенции КОУ или КИО, опираясь на пп. 1 п. 3 ст. 66.3 ГК.
При этом вопросы об изменении адреса (не путать с местом нахождения) и кодов ОКВЭД по общему правилу не входят в компетенцию общего собрания. Но есть два исключения. Первое – адрес и коды ОКВЭД планируется внести в устав. Второе – эти вопросы уставом же прямо отнесены к компетенции ОСУ.
По мнению судов решение о ликвидации дочернего юридического лица – это тоже решение об участии корпорации в других юридических лицах (например, Постановление от 5 ноября 2019 г. по делу № А29-2152/2019). Поэтому такое решение так же нужно принимать на ОСУ материнской компании (независимо от размера доли).
Формулировка ст. 56 Закона об ООО не дает однозначного ответа на вопрос о том, сколько голосов нужно для принятия сопутствующих решений (о порядке и условиях преобразования, о порядке обмена долей, об утверждении устава и передаточного акта). Но в статье говорится «решение о…», а не «решения о…», из чего мы можем сделать вывод, что законодатель предполагает принятие одного решения, включающего все вышеуказанные вопросы. А раз уж решение о реорганизации требует единогласия, значит и сопутствующие вопросы будут приниматься единогласно, независимо от конструкции повестки дня.
Аналогично будут приниматься решения и по другим видам реорганизации.
Коллеги, если вы не согласны с моей логикой, буду рада вашим аргументированным возражениям в комментариях.
Обратите внимание: утверждать выход участника и порядок выплаты ему действительной стоимости доли по закону не нужно. На момент проведения собрания по поводу судьбы доли, перешедшей к обществу, выход участника уже произошел – он происходит в момент внесения записи в ЕГРЮЛ. Действительная стоимость доли также выплачивается в обязательном порядке на основании закона, и дополнительное решение об этом принимать не нужно.
Обратите внимание: законодательство не содержит прямой обязанности утверждать условия договора с единоличным исполнительным органом и, соответственно, этот вопрос также напрямую не внесен в компетенцию ОСУ. Но в отношениях с руководителем компании работодателем выступает орган управления юридического лица – общее собрание участников (учредителей) или совет директоров. Эти выводы подтверждают многочисленные судебные акты (например, п. 12 «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2023)», Определение ВС РФ от 11.04.2025 N 305-ЭС24-22998 и т.д.). Поэтому при назначении руководителя или продлении его полномочий стоит дополнительно утверждать и условия договора с ним.
Подробнее смотрите в блоке, посвященном Определению Верховного Суда от 14 августа 2024 года, в статье «Как подтверждать решения участников ООО — историческая справка».
На заседании общего собрания участников ООО голосовать по вопросам повестки дня могут только зарегистрированные участники (представители участников) – п. 2 ст. 37 ФЗ об ООО.
Члены совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, и члены коллегиального исполнительного органа общества, не являющиеся участниками общества, могут участвовать в заседании общего собрания участников общества лишь с правом совещательного голоса, то есть участвуя в обсуждении, но не участвуя в голосовании – п. 3 ст. 32 ФЗ об ООО.
По умолчанию каждый участник имеет число голосов, пропорциональное его доле в уставном капитале общества – абз. 5 п. 1 ст. 32 ФЗ об ООО.
Но устав общества может содержать и иной порядок определения числа голосов – абз. 6 п. 1 ст. 32 ФЗ об ООО.
По вопросу об избрании председательствующего на заседании общего собрания участников у каждого участника собрания есть один голос, независимо от размера его доли в уставном капитале. Но это правило также может быть изменено уставом – п. 5 ст. 37 ФЗ об ООО.
Кроме того, устав может предусматривать проведение кумулятивного голосования по вопросам об избрании членов совета директоров (наблюдательного совета) общества, членов коллегиального исполнительного органа общества или членов ревизионной комиссии общества – абз. 1 п. 8 ст. 37 ФЗ об ООО.
По умолчанию решения принимаются простым большинством голосов участников общества (не собрания!) – абз. 3 п. 7 ст. 37 ФЗ об ООО.
Необходимость большего числа голосов для принятия решений может быть предусмотрена Законом об ООО или уставом общества – абз. 3 п. 7 ст. 37 ФЗ об ООО.
Доли, принадлежащие обществу, не учитываются при определении результатов голосования на общем собрании участников общества – п. 1 ст. 24 ФЗ об ООО.
До полной оплаты уставного капитала участники голосуют в пределах оплаченной ими части доли, если иное не указано в уставе – абз. 3 п. 3 ст. 16 ФЗ об ООО.
Если устав содержит ограничение максимального размера доли, то участник, который приобрел долю с нарушением такого ограничения, вправе голосовать только частью доли, размер которой не превышает установленный уставом максимум – абз. 2 п. 3 ст. 14 ФЗ об ООО.
Голоса участника, передавшего обществу для оплаты своей доли право пользования имуществом, которое прекратилось досрочно, не учитываются при подсчете голосов по вопросу об утверждении альтернативного порядка предоставления этим участником денежной компенсации – абз. 1 п. 3 ст. 15 ФЗ об ООО.
Голоса залогодателя (участника, который планирует передать свою долю или часть доли в залог) не учитываются при подсчете голосов по вопросу о согласии на залог – п. 1 ст. 22 ФЗ об ООО.
Голоса заинтересованного участника не учитываются при подсчете голосов по вопросу о согласии совершение сделки с заинтересованностью (в том числе, если сделка является одновременно крупной) – абз. 3 п. 4 ст. 45 ФЗ об ООО, п. 6 ст. 46 ФЗ об ООО.
Для принятия решения по вопросу о прекращении или ограничении дополнительных прав, предоставленных определенному участнику общества, нужно, чтобы участник, которому принадлежат такие дополнительные права, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие – абз. 3 п. 2 ст. 8 ФЗ об ООО.
Для принятия решения по вопросу о возложении дополнительных обязанностей на определенного участника общества нужно, чтобы участник, на которого возлагаются такие дополнительные обязанности, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие – абз. 1 п. 2 ст. 9 ФЗ об ООО.
Для принятия решения по вопросу об изменении и исключении из устава положений, устанавливающих ограничения, связанные с внесением вкладов в имущество общества, распространяющиеся на определенного участника общества, нужно, чтобы участник, для которого установлены такие ограничения, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие – абз. 4 п. 2 ст. 27 ФЗ об ООО.
Сергей, большое спасибо!
Надеюсь, статья кому-нибудь пригодится)Что еще заметил.
Создание филиалов и представительств может быть отнесено компетенции совета директоров (пп. 7 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО).
Касательно крупных сделок. Принятие решений о согласии на совершение крупных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет от 25 до 50 процентов стоимости имущества общества, может быть отнесено уставом общества к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (абз. 2 п. 3 ст. 46 ФЗ об ООО).
То же касается и сделок с заинтересованностью. На сделку, в совершении которой имеется заинтересованность, может быть до ее совершения получено согласие совета директоров (наблюдательного совета) общества (абз. 2 п. 4 ст. 45 ФЗ об ООО), если цена сделки или стоимость имущества, являющегося предметом сделки, не превышает 10 процентов балансовой стоимости активов общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период (п. 8 ст. 45 ФЗ об ООО)
Спасибо за отличное замечание!«1) о передаче на рассмотрение коллегиального органа управления общества (пункт 4 статьи 65.3) или коллегиального исполнительного органа общества вопросов, отнесенных законом к компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, за исключением вопросов»
При регистрации проблем не будет. Но если такие изменения проскочат, заинтересованный участник может в суде отменить решение об утверждении устава.
Если предполагается целиком новая редакция с новым текстом, то можно просто разослать проект участникам до собрания. В таком случае в их интересах сверить старые и новые положения устава.
Если изменения точечные, то можно сделать таблицу изменений: пункт устава — старая редакция — новая редакция — основания внесения изменений. С такой таблицей удобно отследить необходимый минимум голосов по каждому изменению.А механизм, как общее собрание будет принимать к своему рассмотрению любые вопросы в уставе прописан?«Общее собрание может принимать к своему рассмотрению и решать любые вопросы, связанные с деятельностью общества.»
там есть слова: ", а также ..."«Формулировка статьи 56 ФЗ об ООО не дает однозначного ответа на вопрос о том, сколько голосов нужно для принятия сопутствующих решений (о порядке и условиях преобразования, о порядке обмена долей, об утверждении устава и передаточного акта). Но в статье говорится «решение о…», а не «решения о…», из чего мы можем сделать вывод, что законодатель предполагает принятие одного решения, включающего все вышеуказанные вопросы.»
Можно пояснить?« абз. 6 п. 2 ст. 65.3 ГК – исключительная компетенция»
Если цитировать весь абзац, то будет понятнее.«Утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов – пп. 6 п. 2 ст. 33 ФЗ об ООО, абз. 6 п. 2 ст. 65.3 ГК – исключительная компетенция (по пп. 1 п. 3 ст. 66.3 ГК не исключительная компетенция) – простое большинство – только очное собрание!»
Не логичнее ли было считать, что если законодатель употребил слово "решение" в единственном числе, то и голосоваться оно должно сразу по всем указанным вопросам?«в статье говорится «решение о…», а не «решения о…», из чего мы можем сделать вывод, что законодатель предполагает принятие одного решения, включающего все вышеуказанные вопросы. А раз уж решение о реорганизации требует единогласия, значит и сопутствующие вопросы будут приниматься единогласно, независимо от конструкции повестки дня. Аналогично будут приниматься решения и по другим видам реорганизации. Коллеги, если вы не согласны с моей логикой, буду рада вашим аргументированным возражениям в комментариях.»
Это - как? )«Утверждение годовых отчетов и годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности – пп. 6 п. 2 ст. 33 ФЗ об ООО, абз. 6 п. 2 ст. 65.3 ГК – исключительная компетенция (по абз. 6 п. 2 ст. 65.3 ГК и по пп. 1 п. 3 ст. 66.3 ГК вопрос может быть передан в компетенцию КОУ или КИО) – простое большинство – могут быть приняты заочным голосованием только в случае, если оно совмещается с голосованием на заседании!»
А на мой - очень сильно меняется.«На мой взгляд, здесь от перемены мест смысл не меняется.»
А не получится.«При этом не хотелось слишком усложнять формулировку. Но подумаю, возможно, переформулирую.»