Добрый день, коллеги!
Пока столичный регион радуется солнышку, кондиционеры капают конденсатом на головы прохожим, а работать категорически лень, парламентарии приняли очень важный, как мне кажется, закон для каждого практикующего в суде юриста (да и просто любого участника судебных баталий), расширяющий использование электронного документооборота в процессах всех видов.
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти» от 23 июня 2016 г. № 220-ФЗ вносит поправки в УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ и сопутствующие кодексам законы о введении в действие и др.
Общий тренд: больше электронного документооборота, меньше макулатуры (сплошной Гринпис и экономия бумаги ради сохранения деревьев, в общем).
Поскольку в настоящий период проникновение электронных технологий в судопроизводство разного вида не одинаково, постольку и изменения, которые грядут в судах общей юрисдикции и арбитражах несколько отличаются (думаю, «плясали» от фактической технической оснащенности судов того или иного вида). Так в поправках, регулирующих процесс в судах общей юрисдикции, больше диспозитивных норм типа «решение суда может быть изготовлено в виде электронного документа» (а может и не быть, а по-старинке, на бумаге напечатают); в арбитражных судах электронная форма изготовления актов вводится как общее императивное правило, бумажные копии – лишь дополнение, которое пойдет в бумажное дело.
По вновь вводимому порядку ответы на любые обращения в суды будут направляться адресату в форме электронного документа, за исключением ситуаций, когда заявитель предварительно просил ответить в ином порядке (соответствующие поправки вносятся в ФЗ от 22.12.2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»). Надо сказать, что уже сейчас некоторые суды демонстрируют приятную адекватность и активно общаются с участниками процесса с помощью переписки по электронной почте.
УПК РФ через некоторое время прирастет статьей 474.1, регулирующей порядок использования электронных документов в уголовном судопроизводстве. Бумаги через интернет смогут официально направлять как участники процесса, так и суд. В частности, ходатайства, заявления, жалобы, представления, а также приложенные к ним материалы, будут направляться в суд в электронном виде, подписанные ЭЦП отправителя с использованием специальных форм, размещенных на сайте суда. В свою очередь суд сможет направлять аналогичным образом судебное решение (впрочем, бумажный вариант все равно будет изготавливаться; кроме того, исключение составляют судебные акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну).
Направление копии судебного акта участнику процесса также возможно через сеть – по просьбе соответствующего лица либо с его согласия.
Как я уже писала выше, электронный документооборот в арбитраже развит, очевидно, больше, чем в остальных видах судопроизводства. Но и в этой сфере есть изменения. Во-первых, скорректированы положения АПК РФ, позволяющие подавать документы в электронном виде (указанием на возможность подать их, кроме прочего, в заверенном ЭЦП виде путем заполнения специальной формы на сайте – значит ли это, что кроме системы «Мой арбитр» появится что-то новое (возможно, унифицированное с СОЮ) – не знаю). Во-вторых, указано на возможность суда направлять сторонам в форме электронного документа копии судебных актов. Часть документов, направляемых в арбитраж, согласно положениям, включаемым в АПК РФ новым законом, требуют усиленной квалифицированной электронной подписи в обязательном порядке: к ним относятся ходатайства об обеспечении иска, обеспечении имущественных интересов, исковое заявление, включающее в себя требования об обеспечении иска и др.
Очевидно, налицо тенденция к максимальной экономии бумаги: судебные акты (решения, определения) по новым правилам подлежат изготовлению, в первую очередь, именно в электронной форме (с бумажной копией) – в этой же форме они направляются участникам процесса и размещаются в сети. О направлении бумажной копии заинтересованные лица должны будут отдельно просить суд.
Поправки в ГПК РФ во многом совпадают с указанными выше изменениями в другие процессуальные кодексы: та же возможность подать документы в суд в электронном виде, заверенными ЭЦП через специальные формы, та же возможность для суда изготавливать «цифровые» акты и т.д. Однако обязанности изготавливать электронные судебные акты в отличие от арбитражей для судов общей юрисдикции не предусмотрено. Равно как и участникам процесса-физическим лицам, не принимавшим участия в заседании, все равно акты необходимо присылать строго на бумаге (юридическим лицам, гос.органам и т.д. – в электронном виде, но если у суда нет технической возможности, разрешается действовать по-старому и высылать бумажные копии).
В целом аналогичные изменения грядут и в административном процессе, ради чего вносятся поправки в Кодекс об административном судопроизводстве. В частности, вводится возможность подать административный иск (заявление, жалобу, иной документ) в электронной форме, закрепляется правило о возможности принятии документов, полученных по факсу, электронной почте и т.п., в качестве письменных доказательств.
Анализируемый закон в целом вступает в силу с 1 января 2017 г., ряд норм – правки положений АПК РФ, регулирующих порядок вынесения судебного приказа, начнут действовать совсем скоро, с 01 июля 2016 г.
Очевидно, что запуск такой расширенной и углубленной системы электронного взаимодействия с судами потребует серьезной подготовки – в первую очередь, технической. Пока в законе содержится скупое указание на то, что порядок заполнения форм для подачи документов в суды через Интернет, равно как и требования к техническим и программным средствам, применяемым в процессе подачи документов в электронном виде, изготовления и направления электронных документов судами, должны быть установлены ВС РФ и Судебным Департаментом при ВС РФ.
При этом заключительная статья закона содержит «многообещающее» указание на то, что
Положения Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются при наличии технической возможности в суде.
Но, честное слово, хочется верить в лучшее – в том числе, и в технические возможности нашей Фемиды.
Спасибо.
Как мне всё это нравится. В замечательное время мы живём.