Чем филиалы и представительства (далее - Ф/П) и «иные» обособленные подразделения (далее – ОП) различаются между собой:
1. И Гражданский Кодекс (ст.55) и Налоговый Кодекс (п.2 ст.11) – оба оперируют понятием «обособленное подразделение», из-за чего многими делается неправильный вывод, что всегда идет речь об одном и том же.
Тем не менее, это не так, а точнее не всегда так.
2. Смотрим в ГК РФ:
Хоть ГК РФ самого понятия ОП не разъясняет, но исчерпывающе их классифицирует по объему выполняемых функций и соответственно делит на два вида:
Филиалы – выполняют все или часть функций своего юридического лица (далее – ЮЛ)
Представительства – выполняют только представительские функции своего ЮЛ.
Учитывая вышеперечисленное, наиболее закономерным является вывод, что места для иных ОП не остается, так как любое из них будет выполнять хоть какие-то функции своего ЮЛ.
ВАЖНО: наличие информации об Ф/П в уставе ЮЛ – это не признак Ф/П, а обязанность ЮЛ, которую надо выполнить после создания Ф/П. Именно поэтому, есть мнение, что иные ОП (предусмотренные в НК РФ), также являются филиалами и представительствами, но просто они созданы с нарушением: то есть в отношении данных Ф/П не осуществили регистрацию в ЕГРЮЛ и не указали их в Уставе ЮЛ.
В 1999 году МНС поддержало данный подход в своем письме N ВГ-6-18/151@.
Тем не менее, уже почти 15 лет такой подход практически не используется в судебной практике, позволяя существовать и иным ОП, не являющимся Ф/П.
3. Смотрим в НК РФ:
Во-первых, согласно ст.11 понятие ОП в НК РФ определяется только для целей самого же НК РФ и для налогообложения – т.е. это понятие не является самостоятельным определением, которое создает новый вид подразделений, отличающийся от Ф/П, и подходящий для осуществления хозяйственной деятельности.
Во-вторых, в раскрываемом понятии ОП в ст.11 НК РФ прямо указано, что главным признаком ОП является фактическое наличие оборудованного стационарного рабочего места. Дело в том, что если есть работник, значит ему платится зарплата, значит идут отчисления с зарплаты, а если еще работник получает деньги от клиентов, значит данное место нахождения является источником доходов и т.п. - то есть все то, к чему ФНС и фонды имеют особо пристальное внимание.
Вот и получается, что ключевым признаком налогового ОП является наличие хотя бы одного рабочего места, признаваемого таковым согласно нормам трудового права (см. об этом письмо МНС РФ от 29.04.2004 г. N 09-3-02/1912), а не оформленные в гражданско-правовом порядке функции ЮЛ.
В-третьих, при определении понятия ОП, законодатель прямо указал, что факт создания ОП никак не зависит от наличия (или отсутствия) соответствующе оформленных документов (изменения в уставе, приказы руководителя ЮЛ и иные организационно-распорядительные документы).
Т.е. возвращаясь к доводам об отсутствии сведений о Ф/П в уставе ЮЛ – получается, что даже если в уставе ЮЛ указано, что это именно Ф/П, то для целей НК РФ наличие сведений в уставе тоже должно игнорироваться, а проверяться должен только факт создания рабочих мест.
На уровне ВАС РФ именно это было поддержано Постановлением Президиума от 08.07.2003 по делу N 2235/03 (принято к сведению Письмом МНС от 29.12.2003 № ШС-6-14/1377)
4. Вместо вывода: За более чем 10 лет существования НК РФ путаницы между Ф/П и ОП не убавилось, поэтому выбирая между ними, руководствуйтесь следующим нехитрым правилом:
Ф/П - лучше, если вы создаете не просто удаленные рабочие места, а например офис, в котором будет вестись работа с клиентами, заключаться контракты, у которого будет свой отдельный счет, или вам порсто нужен красивый официальный статус, и т.п.
ОП - лучше, если у вас УСН, вы не хотите заморачиваться с внесением изменений в Устав ЮЛ (т.к. Ф/П должны быть указаны в уставе и с ними нельзя быть на УСНО).
Распространенные Мифы о Ф/П и ОП:
1. Ни Ф/П, ни тем более «иные» ОП не являются самостоятельными субъектами права – то есть у них нет самостоятельных прав и обязанностей, они никогда не являются стороной сделки, или стороной в судебном заседании, они не сдают от своего имени налоговые декларации и не платят налоги - все это делает само ЮЛ - "по месту нахождения" своего ОП (Ф/П) через уполномоченных на то доверенностями лиц.
Частично об этом уже высказывался ВАС РФ:
- Письмо от 02.11.1994 № С1-7/ОП-742;
- Информационное письмо от 14.05.1998 № 34;
- Совместное Постановление Пленумов ВС и ВАС РФ № 6/8 01.07.1996 (см. п.20)
2. Полномочия руководителя ОП (Ф/П) проверяются и подтверждаются не приказом о назначении на должность, и даже не в силу перечисления полномочий в Положении о Ф/П (или даже в Уставе), а исключительно - доверенностью, выданной руководителем ЮЛ.
То есть: действия руководителя ОП или Ф/П (за редким исключением) ничем не отличаются от действий иного представителя ЮЛ у которого есть доверенность с аналогичными полномочиями.
3. Оформление отдельного банковского счета и выдача отдельной печати Ф/П и ОП не обязательны, и в определенном смысле невозможны.
Пользоваться счетом и печатью будет всего-навсего человек по доверенности (в случае со счетом – человек, указанный в банковской карточке).
В тоже время, на данный момент действует Инструкция ЦБ РФ, предусматривающая порядок открытия счетов самому ЮЛ, но для «совершения операций» Ф/П.
Еще несколько мифов:
- свое наименование у Ф/П и у ОП - не обязательно, но и не запрещено.
– ни Ф/П, ни ОП не обязаны иметь своего бухгалтера, просто в ряде случаев это действительно удобно.
- в ОП вообще не обязателен свой руководитель(не относится к Ф/П)
***
Обратите внимание!
Получить ответы на вопросы регистрации и внесения изменений ЮЛ и ИП можно и в телеграм-чате Регфорума.
Переходите по ссылке https://t.me/reg_regforum
1. И Гражданский Кодекс (ст.55) и Налоговый Кодекс (п.2 ст.11) – оба оперируют понятием «обособленное подразделение», из-за чего многими делается неправильный вывод, что всегда идет речь об одном и том же.
Тем не менее, это не так, а точнее не всегда так.
2. Смотрим в ГК РФ:
Хоть ГК РФ самого понятия ОП не разъясняет, но исчерпывающе их классифицирует по объему выполняемых функций и соответственно делит на два вида:
Филиалы – выполняют все или часть функций своего юридического лица (далее – ЮЛ)
Представительства – выполняют только представительские функции своего ЮЛ.
Учитывая вышеперечисленное, наиболее закономерным является вывод, что места для иных ОП не остается, так как любое из них будет выполнять хоть какие-то функции своего ЮЛ.
ВАЖНО: наличие информации об Ф/П в уставе ЮЛ – это не признак Ф/П, а обязанность ЮЛ, которую надо выполнить после создания Ф/П. Именно поэтому, есть мнение, что иные ОП (предусмотренные в НК РФ), также являются филиалами и представительствами, но просто они созданы с нарушением: то есть в отношении данных Ф/П не осуществили регистрацию в ЕГРЮЛ и не указали их в Уставе ЮЛ.
В 1999 году МНС поддержало данный подход в своем письме N ВГ-6-18/151@.
Тем не менее, уже почти 15 лет такой подход практически не используется в судебной практике, позволяя существовать и иным ОП, не являющимся Ф/П.
3. Смотрим в НК РФ:
Во-первых, согласно ст.11 понятие ОП в НК РФ определяется только для целей самого же НК РФ и для налогообложения – т.е. это понятие не является самостоятельным определением, которое создает новый вид подразделений, отличающийся от Ф/П, и подходящий для осуществления хозяйственной деятельности.
Во-вторых, в раскрываемом понятии ОП в ст.11 НК РФ прямо указано, что главным признаком ОП является фактическое наличие оборудованного стационарного рабочего места. Дело в том, что если есть работник, значит ему платится зарплата, значит идут отчисления с зарплаты, а если еще работник получает деньги от клиентов, значит данное место нахождения является источником доходов и т.п. - то есть все то, к чему ФНС и фонды имеют особо пристальное внимание.
Вот и получается, что ключевым признаком налогового ОП является наличие хотя бы одного рабочего места, признаваемого таковым согласно нормам трудового права (см. об этом письмо МНС РФ от 29.04.2004 г. N 09-3-02/1912), а не оформленные в гражданско-правовом порядке функции ЮЛ.
В-третьих, при определении понятия ОП, законодатель прямо указал, что факт создания ОП никак не зависит от наличия (или отсутствия) соответствующе оформленных документов (изменения в уставе, приказы руководителя ЮЛ и иные организационно-распорядительные документы).
Т.е. возвращаясь к доводам об отсутствии сведений о Ф/П в уставе ЮЛ – получается, что даже если в уставе ЮЛ указано, что это именно Ф/П, то для целей НК РФ наличие сведений в уставе тоже должно игнорироваться, а проверяться должен только факт создания рабочих мест.
На уровне ВАС РФ именно это было поддержано Постановлением Президиума от 08.07.2003 по делу N 2235/03 (принято к сведению Письмом МНС от 29.12.2003 № ШС-6-14/1377)
4. Вместо вывода: За более чем 10 лет существования НК РФ путаницы между Ф/П и ОП не убавилось, поэтому выбирая между ними, руководствуйтесь следующим нехитрым правилом:
Ф/П - лучше, если вы создаете не просто удаленные рабочие места, а например офис, в котором будет вестись работа с клиентами, заключаться контракты, у которого будет свой отдельный счет, или вам порсто нужен красивый официальный статус, и т.п.
ОП - лучше, если у вас УСН, вы не хотите заморачиваться с внесением изменений в Устав ЮЛ (т.к. Ф/П должны быть указаны в уставе и с ними нельзя быть на УСНО).
Распространенные Мифы о Ф/П и ОП:
1. Ни Ф/П, ни тем более «иные» ОП не являются самостоятельными субъектами права – то есть у них нет самостоятельных прав и обязанностей, они никогда не являются стороной сделки, или стороной в судебном заседании, они не сдают от своего имени налоговые декларации и не платят налоги - все это делает само ЮЛ - "по месту нахождения" своего ОП (Ф/П) через уполномоченных на то доверенностями лиц.
Частично об этом уже высказывался ВАС РФ:
- Письмо от 02.11.1994 № С1-7/ОП-742;
- Информационное письмо от 14.05.1998 № 34;
- Совместное Постановление Пленумов ВС и ВАС РФ № 6/8 01.07.1996 (см. п.20)
2. Полномочия руководителя ОП (Ф/П) проверяются и подтверждаются не приказом о назначении на должность, и даже не в силу перечисления полномочий в Положении о Ф/П (или даже в Уставе), а исключительно - доверенностью, выданной руководителем ЮЛ.
То есть: действия руководителя ОП или Ф/П (за редким исключением) ничем не отличаются от действий иного представителя ЮЛ у которого есть доверенность с аналогичными полномочиями.
3. Оформление отдельного банковского счета и выдача отдельной печати Ф/П и ОП не обязательны, и в определенном смысле невозможны.
Пользоваться счетом и печатью будет всего-навсего человек по доверенности (в случае со счетом – человек, указанный в банковской карточке).
В тоже время, на данный момент действует Инструкция ЦБ РФ, предусматривающая порядок открытия счетов самому ЮЛ, но для «совершения операций» Ф/П.
Еще несколько мифов:
- свое наименование у Ф/П и у ОП - не обязательно, но и не запрещено.
– ни Ф/П, ни ОП не обязаны иметь своего бухгалтера, просто в ряде случаев это действительно удобно.
- в ОП вообще не обязателен свой руководитель(не относится к Ф/П)
***
Обратите внимание!
Получить ответы на вопросы регистрации и внесения изменений ЮЛ и ИП можно и в телеграм-чате Регфорума.
Переходите по ссылке https://t.me/reg_regforum
Последнее редактирование модератором: