Скоро впервые в истории России появятся «виртуальные» Типовые уставы. Законодательная база готова, осенью г-н Улюкаев подпишет приказ, Минюст его зарегистрирует и весь мир ахнет.
Мы так долго этого ждали, мечтали, спорили — каким он должен быть этот Типовой Устав и нужен ли он вообще. И вот — финишная прямая, а впереди свет в конце тоннеля.
Давайте перед этим торжественным моментом присядем и вспомним всё. Для чего и кому нужен Типовой устав, каким он должен быть, а каким не должен, каковы должны быть его состав, содержание, форма и её наполнение, сколько таких уставов должно быть.
Прежде, чем что-то делать, например, лететь на Луну или разрабатывать Типовой устав, на мой взгляд, необходимо определить цель, поставить задачи, которые следует решить на пути достижения этой цели, определить общую концепцию проекта, доступные ресурсы и, исходя из этого, выбрать исполнителей. Но прежде, как в математике, определив цель, необходимо доказать её корректность, т.е., что такая цель существует и что она единственна. Пути могут быть разные, а цель должна быть одна.
Итак, цель Проекта "Типовой устав" — облегчение жизни как можно более широкому кругу российских предпринимателей, путём предоставления им государством на безвозмездной основе качественных инструментов — Типовых уставов для ведения ими своей предпринимательской деятельности. А как следствие достижения этой цели — повышение инвестиционной привлекательности Российской Федерации, снижение бумагопотока и средств на его обработку, защита лесов, разгрузка судов.
Кому может быть полезен Типовой устав? Во-первых, начинающим предпринимателям, учреждающим своё первое ООО. Во-вторых, обществам, состоящим из одного лица. Возможно, он сгодится и уже имеющим опыт соучастникам действующих обществ, если они увидят целесообразность в использовании его в своей деятельности. А всего таких обществ в Российской Федерации около 4,1 миллиона.
Типовой виртуальный устав предоставляет массу удобств его пользователям. Он такой же простой, надёжный и удобный как банковская карточка.
Во-первых, экономятся значительные ресурсы предпринимателя, на разработке устава, его тиражировании, заверении копий. Все эти услуги государство бесплатно предоставляет каждому пользователю Типового устава.
Во-вторых, Типовой виртуальный устав невозможно украсть, потерять или залить ликёром с последующим восстановлением лишь в виде копии. Государство безвозмездно и бережно хранит его.
В-третьих, он всегда и абсолютно соответствует действующему законодательству, т.к. он разработан Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с принципами правового регулирования и программными документами Правительства Российской Федерации, а приказ о его утверждении зарегистрирован в Министерстве Юстиции Российской Федерации. Таким образом, Типовой устав разработан и прошёл юридическую экспертизу на самом высоком уровне, полностью соответствует российскому законодательству, принципам правового регулирования и программным документам.
А поскольку цель Проекта "Типовой устав" — облегчение жизни как можно более широкому кругу российских предпринимателей, то при разработке Типового устава максимально учтены их интересы и потребности в нём.
Типовой устав, однозначно, никак не приладить к обществам с советом директоров, с расщеплёнными единоличными и с коллегиальными исполнительными органами, с ревизионной комиссией, с резервным и прочими фондами и всякими облигациями. Про них забыли и больше не вспоминаем.
(Только не забываем в Типовом уставе указать про отсутствие ревизионной комиссии).
Первый вопрос, на который должны были ответить разработчики Типового устава: сколько должно быть типов Типовых уставов – один или больше?
Есть два варианта: 1) один Типовой устав, 2) несколько Типовых уставов.
Несколько почти всегда лучше, чем один, но тогда появляются две проблемы. Первая у разработчиков — какие типы им разрабатывать, вторая у предпринимателей — какой из разработанных разработчиками типов им использовать.
Я считаю, что таких типов должно быть пять, да и название Проекта приказа Минэкономразвития России "Об утверждении типовых уставов, на основании которых может действовать общество с ограниченной ответственностью" наводит на мысль, что их должно быть всё-таки больше одного.
Начнём с простого. С простого всегда легче начинать.
Допустим, что Типовой устав всего один. Каков должен быть его состав, чтобы он мог достичь поставленной цели — быть пригодным максимально возможному количеству предпринимателей — участников ООО?
Ответ простой: он должен соответствовать 14-ФЗ.
Разумеется, каждый устав должен соответствовать закону, но при выборе вариантов диспозитивных норм в данном уставе следует выбрать все «по умолчанию». Если в законе, например, указано: «уставом могут быть предусмотрены более продолжительные сроки», значит, более продолжительные сроки уставом не предусматривать. Или: «если такая возможность предусмотрена уставом», значит, такую возможность уставом не предусматривать. Или: «если это не запрещено уставом», значит, уставом это ни в коем случае не запрещать.
И тогда получится универсальный базовый устав, полностью удовлетворяющий цели Проекта «Типовые уставы».
Этот вывод я делаю из моего личного опыта и собственной практики. Законодатель в этой части очень грамотно сформулировал диспозитивные нормы. Не знаешь — нужно ли тебе это — не бери. Работает устройство, не знаешь, как оно устроено — не улучшай его работу. Законодатель сам подсказывает: не знаешь, что писать в уставе — пиши, как в законе написано — люди думали, ну а если знаешь, то тогда мучительного выбора не должно возникнуть.
Итак, если Типовой устав только один, то его состав должны определять диспозитивные нормы 14-ФЗ «по умолчанию».
Однако поставленная цель всё же лучше достигается с помощью нескольких типов уставов. Да и Минэкономразвития также считает.
Итак, если Типовых уставов несколько, то первый вопрос — сколько их должно быть?
Ответ неоднозначный, но, наверное, во-первых, это должен быть тот самый, ранее описанный, универсальный базовый Типовой устав (назовём его «Тип №0») + ещё что-то.
Это «что-то» должно быть простым чётким и однозначным, например, как чёрное и белое. Чтобы было проще сладить с выбором сначала разработчикам, а потом и предпринимателям.
И не надо строить многомерные критерии выбора параметров. Надо выбрать какой-то один, самый важный для общества и его участников, а потом по принципу: «0» — «1», «да» — «нет». И никаких «или».
На мой взгляд, наиболее значимое для любого общества, даже состоящего из одного лица, это возможность входа в общество и выхода из него. По отношению к входу-выходу я вижу два варианта: первый — всё можно, второй — всё нельзя.
Всё можно. Допускается отчуждение долей третьим лицам любым способом, вхождение третьих лиц через увеличение уставного капитала и наследников без согласия, залог доли третьим лицам не запрещён, выход участников по заявлению предусмотрен.
Всё нельзя. Третьим лицам, включая наследников, проникновение в общество любым способом полностью перекрыто, залог доли третьим лицам запрещён, выход участников по заявлению не предусмотрен.
Уже получается выбор из трёх вполне понятных типов. Любой предприниматель сможет совершить этот выбор осознанно, но пользовательское описание каждого типа всё же необходимо приложить.
Однако, слишком велик контраст между чёрным и белым (когда лишь всё можно или всё нельзя). Но чёрное и белое в жизни часто пересекаются и тогда получаются оттенки серого, и выбор становится проще.
Например, если к указанным двум (всё можно и всё нельзя) добавить ещё два, возникших на перекрёстке их пересечения, то, на мой взгляд, карта мира Типовых уставов станет законченной и совершенной.
Почти всё можно. Допускается отчуждение долей третьим лицам любым способом, вхождение третьих лиц через увеличение уставного капитала и наследников без согласия, залог доли третьим лицам не запрещён, а вот выход участников по заявлению не предусмотрен.
Почти всё нельзя. Третьим лицам, включая наследников, проникновение в общество любым способом полностью перекрыто, залог доли третьим лицам запрещён, зато выход участников предусмотрен.
Эту схему и пользовательские описания я приводил здесь в ноябре 2014 года.
Итак, с составом Типовых уставов определились. Теперь необходимо определиться с их содержанием.
Какие сведения должны содержаться в обычном «бумажном» уставе указано в статье 12 Закона 14-ФЗ.
Для Типового устава из этих сведений сделано изъятие — в Типовом уставе не содержатся сведения о наименовании, месте нахождения, размере уставного капитала.
Кроме указанного в статье 12 Закона 14-ФЗ, в любом уставе обязательно должны также содержаться сведения о сроке избрания ЕИО и о сроке проведения ГОСУ.
И про круглую печать желательно не забывать. Разумеется, прогресс у нас, как известно, не остановить, но я бы в Типовых уставах не отказывался бы от простой обычной и всем привычной круглой печати. Иначе, народ не поймёт, не оценит.
В каком виде, объёме и в каких случаях в уставе должны содержаться все эти сведения?
Например, сведения о порядке и последствиях выхода участника из общества должны содержаться в уставе, но лишь только в случае, если право на выход из общества предусмотрено уставом. А если не предусмотрено, то, естественно, не должны. Могут, но не должны. А если предусмотрено, то, какие сведения о порядке и последствиях выхода участника из общества должны содержаться в уставе? В статье 25 Закона 14-ФЗ указан порядок выхода, а в п. 6.1 ст. 23 указаны последствия. Надо их переписывать в устав? Думаю, что — нет. Зачем? Там всё чётко и подробно прописано — лучше в уставе всё равно не напишешь. Правда, там ещё указано, что "если иной срок или порядок выплаты действительной стоимости доли или части доли не предусмотрен уставом". Но это уж более тонкие настройки, и они не для Типовых уставов.
Об этом я писал здесь в декабре 2014 года.
Закон требует, чтобы в уставе был указан срок, на который избирается единоличный исполнительный орган (ЕИО). Считаю разумным в Типовых уставах этот срок установить в один год. Участники всё равно раз в год должны собираться на годовое собрание, заодно и ЕИО будут избирать.
Теперь о наименовании должности ЕИО. 14-ФЗ не требует указания в уставе наименования должности ЕИО. Зато это требует 129-ФЗ, но не в уставе, а в ЕГРЮЛ. Поэтому считаю целесообразным не указывать в Типовом уставе наименование должности ЕИО, оставив выбор за предпринимателями, которые укажут его в заявлении Р11001. А то будут у всех у кого Типовые уставы одни сплошные «директора».
Подобное неуказание можно, конечно, использовать и в обычных «бумажных» уставах, но, возможно, не все банки смогут оценить это по достоинству. Хотя...
Если с составом и содержанием Типовых уставов примерно определились, то теперь следует выбрать их форму и её наполнение, включая (или не включая) иные положения, не противоречащие 14-ФЗ и иным федеральным законам.
Я считаю, что Типовые уставы не должны выглядеть как обычные «бумажные» ни по своей форме, ни по наполнению. Нет, конечно, их можно исполнить и в таком виде, но это, на мой взгляд, чрезмерная расточительность ресурсов — колёсные пары не полируют, если только это не подарочный экземпляр. Ибо, если Типовой устав делать по образу и подобию обычного «бумажного», то он должен быть настолько безупречен, как на Красной площади Мавзолей. Сейчас таких архитекторов почти нет.
А если всё-таки постараться исполнить его как в «бумажном» виде, чтоб он был, как визитная карточка Российской Федерации для иностранных инвесторов, разработанная и «отпечатанная» Министерством экономического развития Российской Федерации, то и тогда могут появиться небольшие досадности.
У некоторых предприимчивых предпринимателей может возникнуть соблазн девиртуализировать этот виртуальный канонический Типовой устав в твёрдую копию на бумажный носитель и регистрировать привычным порядком. В этом нет ничего предосудительного. Многие скачивают уставы из интернета, а потом выдают (или не выдают) за свои. Жизнь нынче такая. Никто почти не хочет разрабатывать уставы. А зачем, если можно скачать? Но, если скачивать для собственного потребления, то — ладно. А если для последующего распространения? Я не против предпринимательства, наоборот — за предприимчивых людей, но в этом случае неизбежно в этих девиртуализированных уставах станут возникать мутации, и чётко выверенный по форме и содержанию разработчиками Минэкономразвития Типовой устав путём внесения в него девиртуализаторами и их последователями улучшений очень быстро превратится в обычного интернетовского маргинального деграданта.
Поэтому я и считаю, что Типовые уставы должны выглядеть совершенно иначе, чем «бумажные», но при неизменном сохранении выбранного состава и содержания.
Об этом я писал здесь в ноябре 2014 года.
Но это уже совсем иная история.
======================
В следующих публикациях — технические и пользовательские описания пяти типов Типовых уставов и их тексты, а также анализ обсуждаемого всеми Типового устава.
Увидит ли Типовой устав свет в конце тоннеля?
если есть возможность отправить, то отправьте.Где хотят слышать глас общественности по этому проекту и получать предложения по его обсуждению? Есть ресурс?«Может быть статью направить в Минэкономразвития?»
«уговорила, напишу, я даже сейчас специально для этого там зарегился но, напишу правду, но не всю а то там у них в Паспорте проекта указан вид экономической деятельности - производство кокса»
Я чего-то не поняла похоже... Типовые уставы вообще-то разрабатываться должны для того, чтобы ЮЛ ВООБЩЕ его не составляло, а в своих решениях просто указало что работают по Типовому уставу, утвержденному таким-то документов такого-то госоргана.«Что же касается самой идеи типового устава она прекрасна. Я бы даже предложил вместо многостраничного устава делать документ на одном листе, где бы указывались основные положения об обществе (название, местонахождение, основной вид деятельности) с пометкой "типовой устав"»
Зачем это нужно?«Налоговая сама печатает типовой Устав и выдает заявителю, по его требованию. В случае утери, Устав можно заново заказать в территориальной налоговой, как выписку.»
«Считаю разумным в Типовых уставах этот срок установить в один год. Участники всё равно раз в год должны собираться на годовое собрание, заодно и ЕИО будут избирать.»
Не разумно. Если ООО учреждено после срока проведения годового собрания, то к первому годовому собранию первый одногодовой срок полномочий ЕИО не истечет.
согласен, неразумно«Не разумно. Если ООО учреждено после срока проведения годового собрания, то к первому годовому собранию первый одногодовой срок полномочий ЕИО не истечет.»
«и весь мир ахнет»
В Парламенте Парагвая это событие будет обсуждаться? А что скажет Трамп, ахнув? Санкции от ЕС будут? :)))
Вы пробовали сделать подобное?«в которой учредители могли бы выбрать и указать варианты всех диспозитивных норм законодательства»
Всё же не стоит так сужать поле применения типовых уставов. Для ООО с советами директоров можно предусмотреть свои схемы, например, типовой устав ооо с максимальной компетенцией совета директоров, когда общему собранию участников оставлены только те вопросы, которые не могут быть отнесены к компетенции иных органов управления.«Типовой устав, однозначно, никак не приладить к обществам с советом директоров, с расщеплёнными единоличными и с коллегиальными исполнительными органами, с ревизионной комиссией, с резервным и прочими фондами и всякими облигациями. Про них забыли и больше не вспоминаем.»
не подпишет - Улюкаев арестован http://regforum.ru/forum/showthread.php?t=191721«осенью г-н Улюкаев подпишет приказ»