Типовой устав – свет в конце тоннеля?

  • 2 августа 2016 в 9:05
  • 4.6К
  • 21
  • 27

Внимание!

Получите ответы на вопросы по регистрации и внесению изменений юрлиц и ИП в телеграм-чате Регфорума.
Перейти в чат: https://t.me/reg_regforum

    Скоро впервые в истории России появятся «виртуальные» Типовые уставы. Законодательная база готова, осенью г-н Улюкаев подпишет приказ, Минюст его зарегистрирует и весь мир ахнет.

    Мы так долго этого ждали, мечтали, спорили — каким он должен быть этот Типовой Устав и нужен ли он вообще. И вот — финишная прямая, а впереди свет в конце тоннеля.

    Давайте перед этим торжественным моментом присядем и вспомним всё. Для чего и кому нужен Типовой устав, каким он должен быть, а каким не должен, каковы должны быть его состав, содержание, форма и её наполнение, сколько таких уставов должно быть.

    Для чего он нужен

    Прежде, чем что-то делать, например, лететь на Луну или разрабатывать Типовой устав, на мой взгляд, необходимо определить цель, поставить задачи, которые следует решить на пути достижения этой цели, определить общую концепцию проекта, доступные ресурсы и, исходя из этого, выбрать исполнителей. Но прежде, как в математике, определив цель, необходимо доказать её корректность, т.е., что такая цель существует и что она единственна. Пути могут быть разные, а цель должна быть одна.

    Итак, цель Проекта "Типовой устав" — облегчение жизни как можно более широкому кругу российских предпринимателей, путём предоставления им государством на безвозмездной основе качественных инструментов — Типовых уставов для ведения ими своей предпринимательской деятельности. А как следствие достижения этой цели — повышение инвестиционной привлекательности Российской Федерации, снижение бумагопотока и средств на его обработку, защита лесов, разгрузка судов.

    Кому он нужен

    Кому может быть полезен Типовой устав? Во-первых, начинающим предпринимателям, учреждающим своё первое ООО. Во-вторых, обществам, состоящим из одного лица. Возможно, он сгодится и уже имеющим опыт соучастникам действующих обществ, если они увидят целесообразность в использовании его в своей деятельности. А всего таких обществ в Российской Федерации около 4,1 миллиона.

    Типовой виртуальный устав предоставляет массу удобств его пользователям. Он такой же простой, надёжный и удобный как банковская карточка.

    Во-первых, экономятся значительные ресурсы предпринимателя, на разработке устава, его тиражировании, заверении копий. Все эти услуги государство бесплатно предоставляет каждому пользователю Типового устава.

    Во-вторых, Типовой виртуальный устав невозможно украсть, потерять или залить ликёром с последующим восстановлением лишь в виде копии. Государство безвозмездно и бережно хранит его.

    В-третьих, он всегда и абсолютно соответствует действующему законодательству, т.к. он разработан Министерством экономического развития Российской Федерации в соответствии с принципами правового регулирования и программными документами Правительства Российской Федерации, а приказ о его утверждении зарегистрирован в Министерстве Юстиции Российской Федерации. Таким образом, Типовой устав разработан и прошёл юридическую экспертизу на самом высоком уровне, полностью соответствует российскому законодательству, принципам правового регулирования и программным документам.

    А поскольку цель Проекта "Типовой устав" — облегчение жизни как можно более широкому кругу российских предпринимателей, то при разработке Типового устава максимально учтены их интересы и потребности в нём.

    Кому он не нужен

    Типовой устав, однозначно, никак не приладить к обществам с советом директоров, с расщеплёнными единоличными и с коллегиальными исполнительными органами, с ревизионной комиссией, с резервным и прочими фондами и всякими облигациями. Про них забыли и больше не вспоминаем.

    (Только не забываем в Типовом уставе указать про отсутствие ревизионной комиссии).

    Сколько их надо

    Первый вопрос, на который должны были ответить разработчики Типового устава: сколько должно быть типов Типовых уставов – один или больше?

    Есть два варианта: 1) один Типовой устав, 2) несколько Типовых уставов.

    Несколько почти всегда лучше, чем один, но тогда появляются две проблемы. Первая у разработчиков — какие типы им разрабатывать, вторая у предпринимателей — какой из разработанных разработчиками типов им использовать.

    Я считаю, что таких типов должно быть пять, да и название Проекта приказа Минэкономразвития России "Об утверждении типовых уставов, на основании которых может действовать общество с ограниченной ответственностью" наводит на мысль, что их должно быть всё-таки больше одного.

    Пять типов Типовых уставов

    Начнём с простого. С простого всегда легче начинать.

    Допустим, что Типовой устав всего один. Каков должен быть его состав, чтобы он мог достичь поставленной цели — быть пригодным максимально возможному количеству предпринимателей — участников ООО?

    Ответ простой: он должен соответствовать 14-ФЗ.

    Разумеется, каждый устав должен соответствовать закону, но при выборе вариантов диспозитивных норм в данном уставе следует выбрать все «по умолчанию». Если в законе, например, указано: «уставом могут быть предусмотрены более продолжительные сроки», значит, более продолжительные сроки уставом не предусматривать. Или: «если такая возможность предусмотрена уставом», значит, такую возможность уставом не предусматривать. Или: «если это не запрещено уставом», значит, уставом это ни в коем случае не запрещать.

    И тогда получится универсальный базовый устав, полностью удовлетворяющий цели Проекта «Типовые уставы».

    Этот вывод я делаю из моего личного опыта и собственной практики. Законодатель в этой части очень грамотно сформулировал диспозитивные нормы. Не знаешь — нужно ли тебе это — не бери. Работает устройство, не знаешь, как оно устроено — не улучшай его работу. Законодатель сам подсказывает: не знаешь, что писать в уставе — пиши, как в законе написано — люди думали, ну а если знаешь, то тогда мучительного выбора не должно возникнуть.

    Итак, если Типовой устав только один, то его состав должны определять диспозитивные нормы 14-ФЗ «по умолчанию».

    Однако поставленная цель всё же лучше достигается с помощью нескольких типов уставов. Да и Минэкономразвития также считает.

    Итак, если Типовых уставов несколько, то первый вопрос — сколько их должно быть?

    Ответ неоднозначный, но, наверное, во-первых, это должен быть тот самый, ранее описанный, универсальный базовый Типовой устав (назовём его «Тип №0») + ещё что-то.

    Это «что-то» должно быть простым чётким и однозначным, например, как чёрное и белое. Чтобы было проще сладить с выбором сначала разработчикам, а потом и предпринимателям.

    И не надо строить многомерные критерии выбора параметров. Надо выбрать какой-то один, самый важный для общества и его участников, а потом по принципу: «0» — «1», «да» — «нет». И никаких «или».

    На мой взгляд, наиболее значимое для любого общества, даже состоящего из одного лица, это возможность входа в общество и выхода из него. По отношению к входу-выходу я вижу два варианта: первый — всё можно, второй — всё нельзя.

    Всё можно. Допускается отчуждение долей третьим лицам любым способом, вхождение третьих лиц через увеличение уставного капитала и наследников без согласия, залог доли третьим лицам не запрещён, выход участников по заявлению предусмотрен.

    Всё нельзя. Третьим лицам, включая наследников, проникновение в общество любым способом полностью перекрыто, залог доли третьим лицам запрещён, выход участников по заявлению не предусмотрен.

    Уже получается выбор из трёх вполне понятных типов. Любой предприниматель сможет совершить этот выбор осознанно, но пользовательское описание каждого типа всё же необходимо приложить.

    Однако, слишком велик контраст между чёрным и белым (когда лишь всё можно или всё нельзя). Но чёрное и белое в жизни часто пересекаются и тогда получаются оттенки серого, и выбор становится проще.

    Например, если к указанным двум (всё можно и всё нельзя) добавить ещё два, возникших на перекрёстке их пересечения, то, на мой взгляд, карта мира Типовых уставов станет законченной и совершенной.

    Почти всё можно. Допускается отчуждение долей третьим лицам любым способом, вхождение третьих лиц через увеличение уставного капитала и наследников без согласия, залог доли третьим лицам не запрещён, а вот выход участников по заявлению не предусмотрен.

    Почти всё нельзя. Третьим лицам, включая наследников, проникновение в общество любым способом полностью перекрыто, залог доли третьим лицам запрещён, зато выход участников предусмотрен.

    Эту схему и пользовательские описания я приводил здесь в ноябре 2014 года.

    Содержание

    Итак, с составом Типовых уставов определились. Теперь необходимо определиться с их содержанием.

    Какие сведения должны содержаться в обычном «бумажном» уставе указано в статье 12 Закона 14-ФЗ.

    Для Типового устава из этих сведений сделано изъятие — в Типовом уставе не содержатся сведения о наименовании, месте нахождения, размере уставного капитала.

    Кроме указанного в статье 12 Закона 14-ФЗ, в любом уставе обязательно должны также содержаться сведения о сроке избрания ЕИО и о сроке проведения ГОСУ.

    И про круглую печать желательно не забывать. Разумеется, прогресс у нас, как известно, не остановить, но я бы в Типовых уставах не отказывался бы от простой обычной и всем привычной круглой печати. Иначе, народ не поймёт, не оценит.

    В каком виде, объёме и в каких случаях в уставе должны содержаться все эти сведения?

    Например, сведения о порядке и последствиях выхода участника из общества должны содержаться в уставе, но лишь только в случае, если право на выход из общества предусмотрено уставом. А если не предусмотрено, то, естественно, не должны. Могут, но не должны. А если предусмотрено, то, какие сведения о порядке и последствиях выхода участника из общества должны содержаться в уставе? В статье 25 Закона 14-ФЗ указан порядок выхода, а в п. 6.1 ст. 23 указаны последствия. Надо их переписывать в устав? Думаю, что — нет. Зачем? Там всё чётко и подробно прописано — лучше в уставе всё равно не напишешь. Правда, там ещё указано, что "если иной срок или порядок выплаты действительной стоимости доли или части доли не предусмотрен уставом". Но это уж более тонкие настройки, и они не для Типовых уставов.

    Об этом я писал здесь в декабре 2014 года.

     

    ЕИО в типовом уставе

    Закон требует, чтобы в уставе был указан срок, на который избирается единоличный исполнительный орган (ЕИО). Считаю разумным в Типовых уставах этот срок установить в один год. Участники всё равно раз в год должны собираться на годовое собрание, заодно и ЕИО будут избирать.

    Теперь о наименовании должности ЕИО. 14-ФЗ не требует указания в уставе наименования должности ЕИО. Зато это требует 129-ФЗ, но не в уставе, а в ЕГРЮЛ. Поэтому считаю целесообразным не указывать в Типовом уставе наименование должности ЕИО, оставив выбор за предпринимателями, которые укажут его в заявлении Р11001. А то будут у всех у кого Типовые уставы одни сплошные «директора».

    Подобное неуказание можно, конечно, использовать и в обычных «бумажных» уставах, но, возможно, не все банки смогут оценить это по достоинству. Хотя...

    Форма

    Если с составом и содержанием Типовых уставов примерно определились, то теперь следует выбрать их форму и её наполнение, включая (или не включая) иные положения, не противоречащие 14-ФЗ и иным федеральным законам.

    Я считаю, что Типовые уставы не должны выглядеть как обычные «бумажные» ни по своей форме, ни по наполнению. Нет, конечно, их можно исполнить и в таком виде, но это, на мой взгляд, чрезмерная расточительность ресурсов — колёсные пары не полируют, если только это не подарочный экземпляр. Ибо, если Типовой устав делать по образу и подобию обычного «бумажного», то он должен быть настолько безупречен, как на Красной площади Мавзолей. Сейчас таких архитекторов почти нет.

    А если всё-таки постараться исполнить его как в «бумажном» виде, чтоб он был, как визитная карточка Российской Федерации для иностранных инвесторов, разработанная и «отпечатанная» Министерством экономического развития Российской Федерации, то и тогда могут появиться небольшие досадности.

    У некоторых предприимчивых предпринимателей может возникнуть соблазн девиртуализировать этот виртуальный канонический Типовой устав в твёрдую копию на бумажный носитель и регистрировать привычным порядком. В этом нет ничего предосудительного. Многие скачивают уставы из интернета, а потом выдают (или не выдают) за свои. Жизнь нынче такая. Никто почти не хочет разрабатывать уставы. А зачем, если можно скачать? Но, если скачивать для собственного потребления, то — ладно. А если для последующего распространения? Я не против предпринимательства, наоборот — за предприимчивых людей, но в этом случае неизбежно в этих девиртуализированных уставах станут возникать мутации, и чётко выверенный по форме и содержанию разработчиками Минэкономразвития Типовой устав путём внесения в него девиртуализаторами и их последователями улучшений очень быстро превратится в обычного интернетовского маргинального деграданта.

    Поэтому я и считаю, что Типовые уставы должны выглядеть совершенно иначе, чем «бумажные», но при неизменном сохранении выбранного состава и содержания.

    Об этом я писал здесь в ноябре 2014 года.

    Но это уже совсем иная история.

    ======================

    В следующих публикациях — технические и пользовательские описания пяти типов Типовых уставов и их тексты, а также анализ обсуждаемого всеми Типового устава.

    Увидит ли Типовой устав свет в конце тоннеля?

    Добавить
    Для того, чтобы оставить комментарий или проголосовать, вам необходимо войти под своим логином или пройти несложную процедуру регистрации
    Также, вы можете войти используя:
    Желаю быть услышанным
    2 августа 2016 в 10:521
    Как всегда безупречен. Даже места для дискуссии не остается. Все логично.
    2 августа 2016 в 11:371
    Очень хочется что-то добавить, но не получается... Великолепно. Может быть статью направить в Минэкономразвития?
    2 августа 2016 в 12:33

    Сообщение от AristoS

    «Может быть статью направить в Минэкономразвития?»

    если есть возможность отправить, то отправьте.Где хотят слышать глас общественности по этому проекту и получать предложения по его обсуждению? Есть ресурс?
    2 августа 2016 в 12:57
    Ну тогда Александру самому нужно внести предложение. Что он собственно и собирался сделать

    Сообщение от almira

    «уговорила, напишу, я даже сейчас специально для этого там зарегился но, напишу правду, но не всю а то там у них в Паспорте проекта указан вид экономической деятельности - производство кокса»


    2 августа 2016 в 13:13
    чем я сейчас и занимаюсь )
    только немного подадаптирую для лучшей усвояемости )

    но сегодняшняя публикация - только начало
    завтра, думаю, будет интереснее, чем сегодня
    а послезавтра, чем завтра...
    2 августа 2016 в 13:261
    По сроку полномочий директора - я бы наоборот сделал полномочия бессрочными, вплоть до снятия с должности - это сразу же сняло бы множество проблем в духе "забыли продлить", возникающих при визите к нотариусу или в банках. Да и леса бы сэкономило. Да и годовые собрания - ненужная формальность - средний предприниматель их не проводит, поберегите леса!
    Что же касается самой идеи типового устава она прекрасна. Я бы даже предложил вместо многостраничного устава делать документ на одном листе, где бы указывались основные положения об обществе (название, местонахождение, основной вид деятельности) с пометкой "типовой устав", чтоб было ясно, что остальные положения касательно собраний, входа участников и всего прочего - соответствуют утверждённому законом типовому уставу и необязательно перечитывать все страницы, можно просто скачать образец с официального сайта. Сбережётся много времени и леса.
    2 августа 2016 в 13:341

    Сообщение от Patrick Bateman

    «Что же касается самой идеи типового устава она прекрасна. Я бы даже предложил вместо многостраничного устава делать документ на одном листе, где бы указывались основные положения об обществе (название, местонахождение, основной вид деятельности) с пометкой "типовой устав"»

    Я чего-то не поняла похоже... Типовые уставы вообще-то разрабатываться должны для того, чтобы ЮЛ ВООБЩЕ его не составляло, а в своих решениях просто указало что работают по Типовому уставу, утвержденному таким-то документов такого-то госоргана.
    А если так - то какая разница сколько в нем страниц? Его же НЕ будет вообще как отдельного документа для этого ЮЛ.
    2 августа 2016 в 16:221
    Типовой Устав нужен такой, чтобы не зависеть от изменения законодательства. Формы заявлений периодически меняются, адаптируясь под изменения в законодательстве. С типовыми уставами сложнее. Любое изменение в законе об ООО, затрагивающее положения типовых уставов, положит началу волне перерегистраций. Хоть эта вероятность мала, но она есть. На мой взгляд типовые уставы ООО должны формировать сами регистрирующие органы на основании представленных сведений. Т.е. заявитель должен лишь указать какой из типовых уставов ему нужен (если их будет несколько, а не один с "№0"), а не заполнять его и печатать в двух экземплярах. Пора уже идти в будущее и отказываться от бумаг. Налоговая сама печатает типовой Устав и выдает заявителю, по его требованию. В случае утери, Устав можно заново заказать в территориальной налоговой, как выписку.
    И еще. Как указал выше уважаемый тов. Альмира, если типовые уставы делать "виртуальными",то вопрос об их удостоверении налоговыми (печать подпись) отпадает. К примеру, достаточно будет просто распечатать свой типовой устав с сайта налоговой в личном кабинете. Ведь если это типовой устав, то сведения содержащиеся в нем должны быть идентичными и в ЕГРЮЛ, скрывать нечего. А положения типового устава и так известны. Соответственно в ЕГРЮЛ должна быть запись о том что обществе использует типовой устав.
    2 августа 2016 в 16:21
    Так если он типовой, то зачем перерегистрация? Вносятся изменения в сам устав, пользователи уведомляются через оператора, кто их администрирует и у себя на ресурсе выкладывает. Идея ведь в том, что у юр. лица, использующего этот устав, вообще нет устава в бумажном виде - есть пометка в ЕГРЮЛ "Типовой устав № такой-то".
    2 августа 2016 в 17:43
    Николай, позвольте обратиться к Вам, назрел вопрос на который не могу найти на него ни где ответа..)Даже в МИФНС 46 затрудняются ответить. Обязательно ли в Уставе Общества отображать виды деятельности, такой же формулировкой как и в ОКВЭД 2 ? К примеру нас интересует Торговля Карбитом Кальция, разумеется в Оквэд такого кода нет, но указать в Уставе нужно.. то как быть ?) И если можно ссылку на статью закона, если это вообще чем-то регламентируется..
    8 августа 2016 в 14:51
    Мне кажется, что Вы уходите в сторону. Типовой устав в случае изменения законодательства будет меняться в порядке, определенном ст. 12 ФЗ об ООО, т.е. без участия ООО и предпринимательского сообщества. Его никто никогда не собирается распечатывать, тем более в двух экземплярах и выдавать, т.к. он будет размещен на соответствующем сайте в сети ИНТЕРНЕТ с неограниченным доступом.
    2 августа 2016 в 17:43
    Доступ будет только ограничен доступом в интернет. Или неприятностями с серверами, на которых они будут хранится.
    2 августа 2016 в 18:30

    Сообщение от Осовец

    «Налоговая сама печатает типовой Устав и выдает заявителю, по его требованию. В случае утери, Устав можно заново заказать в территориальной налоговой, как выписку.»

    Зачем это нужно?
    Если ЮЛ будет пользоваться типовым уставом, утвержденным нормативным документов госоргана, то достаточно будет указать это в решении о создании (или об изменениях) и в заявлении на регистрацию. И это будет в выписках. И все!!! Зачем печатать уставы и их выдавать в этом случае, если любой желающий сможет открыть нужный нормативный акт и прочитать каким уставом пользуется ЮЛ.
    2 августа 2016 в 23:52

    Цитата из статьи

    «Считаю разумным в Типовых уставах этот срок установить в один год. Участники всё равно раз в год должны собираться на годовое собрание, заодно и ЕИО будут избирать.»


    Не разумно. Если ООО учреждено после срока проведения годового собрания, то к первому годовому собранию первый одногодовой срок полномочий ЕИО не истечет.

    2 августа 2016 в 18:10

    Сообщение от aladd

    «Не разумно. Если ООО учреждено после срока проведения годового собрания, то к первому годовому собранию первый одногодовой срок полномочий ЕИО не истечет.»

    согласен, неразумно
    если неразумно составить устав
    2 августа 2016 в 18:241

    Цитата из статьи

    «и весь мир ахнет»


    В Парламенте Парагвая это событие будет обсуждаться? А что скажет Трамп, ахнув? Санкции от ЕС будут?  :)))

    2 августа 2016 в 18:13
    поживём - увидим
    2 августа 2016 в 18:251
    Считаю, что типовой устав можно было бы заменить подробной формой анкеты, как приложения к форме № Р11001 или в ней непосредственно, в которой учредители могли бы выбрать и указать варианты всех диспозитивных норм законодательства, которых после 01.07.2009г. стало значительно больше. Или сначала ФЗ "Об ООО" изменить в сторону уменьшения диспозитивных норм, а потом уже делать типовой устав. Думал, что по этому пути пойдут "дорожники" и "придорожники". Но это сложнее и длительней, чем наспех сляпать засвеченный проектик "типового" уставчика.
    2 августа 2016 в 18:28

    Сообщение от aladd

    «в которой учредители могли бы выбрать и указать варианты всех диспозитивных норм законодательства»

    Вы пробовали сделать подобное?
    2 августа 2016 в 20:321
    Да. Личинка такой анкеты имеется. С 01.07.2009 имею на лист диспозитивные нормы (максимально сокращенный, по моему разумению, их перечень, что бы совсем не замучить вопросами) по которому пытаю ед. учредителя или учредителей. Потом соответственно подправляю многовариантную "рыбу" устава. Лист остается в документах заказа, что бы потом было понятно, кто "виноват" (редко, но бывает). Считаю, что сочинить такую анкету для специалиста не будет большой проблемой. Я сочинять её не буду, что бы не быть разорванным коллегами и неофитами. :)))
    3 августа 2016 в 20:10
    как знакомо )))
    4 августа 2016 в 4:031
    У меня назрел вопрос, и не могу найти на него ни где ответа..) Уважаемые регистраторы, подскажите пожалуйста, обязательно ли в Уставе отображать виды деятельности, такой же формулировкой как и в ОКВЭД 2 ? К примеру нас интересует Торговля Карбитом Кальция, разумеется в Оквэд такого кода нет, но указать в Уставе нужно.. то как быть ?) И если можно ссылку на статью закона, если это вообще чем-то регламентируется..
    8 августа 2016 в 14:49

    Цитата из статьи

    «Типовой устав, однозначно, никак не приладить к обществам с советом директоров, с расщеплёнными единоличными и с коллегиальными исполнительными органами, с ревизионной комиссией, с резервным и прочими фондами и всякими облигациями. Про них забыли и больше не вспоминаем.»

    Всё же не стоит так сужать поле применения типовых уставов. Для ООО с советами директоров можно предусмотреть свои схемы, например, типовой устав ооо с максимальной компетенцией совета директоров, когда общему собранию участников оставлены только те вопросы, которые не могут быть отнесены к компетенции иных органов управления.
    10 августа 2016 в 14:22
    Типовой устав должен быть МАССОВЫМ, т.е. годен для применения максимальным количеством ООО.
    10 августа 2016 в 14:34
    моё мнение и опыт подсказывают, что те, кто дорос до Совета директоров, доросли и до понимания значимости индивидуального устава, а также и до понимания того, что торг в подобных делах неуместен
    фраки на рынках не покупают, ибо они там не продаются
    10 августа 2016 в 14:361

    Цитата из статьи

    «осенью г-н Улюкаев подпишет приказ»

    не подпишет - Улюкаев арестован http://regforum.ru/forum/showthread.php?t=191721
    15 ноября 2016 в 8:53

    Прямой эфир

    Nick19862 ноября 2024 в 13:19
    Как получить специальное разрешение Президента РФ на сделку с недружественным лицом